Цели: привитие интереса к предмету, расширение кругозора учеников, знакомство с цифрами, натуральными числами.
Оборудование: таблица классов, презентация “Система счисления” (см. “Приложение 1”)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Слово “математика” пришло из
древнегреческого языка. По-древнегречески
“мантанейн” - учиться, приобретать знания. В
этом ключ к тому, что же такое математика. Много
тысячелетий люди накапливают математические
знания, т.е. знания о числах, количествах и
отношениях. Без таких знаний древние египтяне не
смогли бы построить свои знаменитые пирамиды.
Математика помогает
1) познавать и совершенствовать тот мир, в котором
мы живем. Запуск на орбиту спутников,
строительство автострад, вождение поездов, даже
оклейка стен обоями – всё это и многое другое
было бы просто невозможно без математических
расчетов. Объединяет различные области
приложения математики наука о законах и способах
рассуждения – логика. Поэтому математика
поможет вам научиться
2) мыслить последовательно и яснее. А на вопрос
“для чего изучают математику?” замечательно
ответил еще в XIII веке английский ученый Бэкон:
“Тот,
3) кто не знает математику, не может узнать
никакой другой науки и даже не может узнать
никакой другой науки и даже не может обнаружить
своего невежества”. Еще математика развивает
4) интеллектуальные и творческие способности
человека.
3. А теперь разгадайте загадки и по начальным буквам ответов получите слово. Если справитесь с заданием, сможете войти в удивительный мир математики.
а) Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
б) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла)
в) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
г) В одежде летом,
А зимой – раздетый. (Лес)
д) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Получили слово ЧИСЛО.
4. Можно ли представить мир без чисел? Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберешь. Отвечая на вопрос “сколько?”, мы почти всегда называем то или иное число. Но числа применяются не только для счета, но и для обозначения разных вещей (автобусы). Числа, применяемые для счета, называют натуральными числами, 0 не относится к натуральным числам.
В прошлые времена у разных народов были разные записи чисел.
5. Вспомним, как мы читаем число, записанное цифрами, чтобы прочитать, например, число 3604. Смотрим, на каком месте стоит первая цифра, затем следующие. 3 занимает четвертое место – место тысяч, т.е. 3 тысячи. Вторая цифра на месте сотен – 6 сотен; десятки обозначены нулем, т.е. их нет. Читаем: 3 тысячи 6 сотен 4 единицы.
Все число представили в виде отдельных ступенек, такие ступени называются .... Давайте с помощью таблицы вспомним все разряды.
6. Работа в тетради из (4) №1, из (1) № 1, 2, 3.
7. Подведение итогов урока, домашнее задание: п.1, №22, знакомство с учебником, чтение на стр. 43.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика-5. М.:
Русское слово, 1998.
2. Волина В. Праздник числа. М.: Аст-Пресс, 1996.
3. Едуш О.Ю. Математика-5. Подсказки на каждый день.
1 полугодие. М.: Владос, 1999.
4. Рудницкая В.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 5
класс. 1 часть. М.: Мнемозина, 2000.
5. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1999.