Сценарий открытого урока "Народное творчество" — разработка фольклорного праздника "Покров"— "Осенины"

Разделы: Музыка


Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Задача: Эстетическая, а так же идейно-нравственная.

В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Наполняя ума и сердца детей с малолетства настоящими образцами русского фольклора, мы развиваем их нравственно. Личность, обладающая знанием высокохудожественных образов и эстетических представлений, умеющая понимать и оценивать подлинную ценность предметов и явлений, может противостоять вредному воздействию массовой “субкультуры”.

 Осенины.

(Сценарий открытого урока “Народное творчество” - праздник Покрова)

С песней выходят все участники праздника и заводят общий хоровод, поют русскую народную песню “ Вдоль по улице молодчик идет”.

На слова “Ой, жги, жги, говори!” хоровод останавливается, и дети хлопают в ладоши. Исполняя каждый новый куплет, они меняют направление движения (по часовой стрелке или против). Если в празднике много участников, можно образовать два или три хоровода.

1-й ведущий. Вот и лето прошло. Осень – красна девица просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.

2-й вед. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

1-й вед. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а весной и любый куска хлеба напросится.

2-й вед. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”.

(Дети под аккомпанемент поют р.н.п. “Патока с имбирём” инсценируют её. )

3-й вед. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.

4-й вед. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством.

(Ведущие проводят с детьми конкурс поговорок и загадок о хлебе, о том, что собирают осенью).

Хлеб всему голова.
Без соли, без хлеба – худая беседа.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Худ обед, когда хлеба нет.

Меня бьют, колотят, режут.
А я всё терплю,
Людям добром плачу.

(Хлеб)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

(Пшеница)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

(Картошка)

Над землёй трава,
Под землёй алая голова.

(Свекла)

В роще у берёзки
Повстречались тезки!

(Подберёзовики)

5-й вед. Веселье – от всех бед спасенье.

6-й вед. Всякая душа празднику рада.

7-й вед. Не скучай народ – заводи хоровод.

8-й вед. Дружно за руки берись, в хороводе веселись.

(Дети заводят хоровод и поют р.н.п. “Плетень”.

Ведущий то запутывает, “заплетает” хоровод, то в соответствии со словами песни “расплетает” его).

1-й вед.

Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?

(Дождь)

2-й вед. Осень идет и дождь за собой ведет.

3-й вед. Знать, осень в сентябре по грязи, в октябре на одном часу и дождь и снег.

4-й вед. На дворе дождь силен, не дробен. Не ситечком сеет, ведром поливает.

(Детский оркестр народных инструментов исполняет обработку р.н.п. “Дождик”.)

1-й вед. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

2-й вед. В ноябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал праздник Покрова. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком.

3-й вед. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

4-й вед. В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”

5-й вед. На Покров люди печи топили и блины пекли.

6-й вед. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без бров!”

7-й вед. К предстоящей зиме готовились не только люди, но и звери.

8-й вед. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.

(Несколько детей инсценируют русскую народную сказку “Зимовьё зверей” из собрания А.Н. Афанасьева.)

1-й вед. В ноябре ярмарки Покровские проводились.

2-й вед. Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.

3-й вед. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие.

4-й вед. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показать!

( Участники праздника играют в народную игру “Горшки”.Звучит мелодия р.н.п. “Пряха”. На её фоне разговаривают ведущие.)

5-й вед. Покров – конец хороводам, начало посиделкам.

6-й вед. Все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам прясть собирались.

7-й вед. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились.

8-й вед. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали.

1-й вед. Весело поется – весело прядется.

(Дети поют и инсценируют р.н.п. “Молодая канорейка”.)

2-й вед. Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.

3-й вед. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.

4-й вед. А девицы-красавицы просят, не напросятся: “Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком”.

5-й вед. В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: “Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку венец да молодец”.

( Дети поют и водят хоровод р.н.п. “Как по морю синему”.)

6-й вед. У нашего двора нет веселью конца.

7-й вед. Игрушки да смешки, шутки да потешки.

8-й вед. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась.

1-й вед. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

(Ведущие проводят конкурс частушек.)

2-й вед. Осень велика – зима долга, но весна придет – свое скажет.

3-й вед. Гуляй, народ, пляши, веселись от души.

(Участники праздника танцуют финальную кадриль (р.н.п. “Как у нашего двора”). Группа детей аккомпанирует им на народных инструментах.)

 Список литературы.

Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.

Гусли звончатые. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС; 2001г.

Миронов В. А. - Месяцеслов. Народный календарь. – сос. М53 М.: Агенство “ФАИР”, 1998г.

Науменко Г.М. – Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: 1977-1988г. Вып. 3.

Пушкина С.А. – Мы играем и поем. – М.: Школьная Пресса, 2001г.

Рытов Д.А. – Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. –М.: Гум. Изд.центр ВЛАДОС; 2001г.

Яковишина Е.И.- русская народная песня для детей. – СПб: Детство- ПРЕСС, 1999г.