Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Задача: Эстетическая, а так же идейно-нравственная.
В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Наполняя ума и сердца детей с малолетства настоящими образцами русского фольклора, мы развиваем их нравственно. Личность, обладающая знанием высокохудожественных образов и эстетических представлений, умеющая понимать и оценивать подлинную ценность предметов и явлений, может противостоять вредному воздействию массовой “субкультуры”.
Осенины.
(Сценарий открытого урока “Народное творчество” - праздник Покрова)
С песней выходят все участники праздника и заводят общий хоровод, поют русскую народную песню “ Вдоль по улице молодчик идет”.
На слова “Ой, жги, жги, говори!” хоровод останавливается, и дети хлопают в ладоши. Исполняя каждый новый куплет, они меняют направление движения (по часовой стрелке или против). Если в празднике много участников, можно образовать два или три хоровода.
1-й ведущий. Вот и лето прошло. Осень – красна девица просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.
2-й вед. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
1-й вед. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а весной и любый куска хлеба напросится.
2-й вед. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”.
(Дети под аккомпанемент поют р.н.п. “Патока с имбирём” инсценируют её. )
3-й вед. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.
4-й вед. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством.
(Ведущие проводят с детьми конкурс поговорок и загадок о хлебе, о том, что собирают осенью).
Хлеб всему голова.
Без соли, без хлеба – худая беседа.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Худ обед, когда хлеба нет.
Меня бьют, колотят, режут.
А я всё терплю,
Людям добром плачу.
(Хлеб)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка)
Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
(Свекла)
В роще у берёзки
Повстречались тезки!
(Подберёзовики)
5-й вед. Веселье – от всех бед спасенье.
6-й вед. Всякая душа празднику рада.
7-й вед. Не скучай народ – заводи хоровод.
8-й вед. Дружно за руки берись, в хороводе веселись.
(Дети заводят хоровод и поют р.н.п. “Плетень”.
Ведущий то запутывает, “заплетает” хоровод, то в соответствии со словами песни “расплетает” его).
1-й вед.
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
(Дождь)
2-й вед. Осень идет и дождь за собой ведет.
3-й вед. Знать, осень в сентябре по грязи, в октябре на одном часу и дождь и снег.
4-й вед. На дворе дождь силен, не дробен. Не ситечком сеет, ведром поливает.
(Детский оркестр народных инструментов исполняет обработку р.н.п. “Дождик”.)
1-й вед. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
2-й вед. В ноябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал праздник Покрова. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком.
3-й вед. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
4-й вед. В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”
5-й вед. На Покров люди печи топили и блины пекли.
6-й вед. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без бров!”
7-й вед. К предстоящей зиме готовились не только люди, но и звери.
8-й вед. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.
(Несколько детей инсценируют русскую народную сказку “Зимовьё зверей” из собрания А.Н. Афанасьева.)
1-й вед. В ноябре ярмарки Покровские проводились.
2-й вед. Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
3-й вед. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие.
4-й вед. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показать!
( Участники праздника играют в народную игру “Горшки”.Звучит мелодия р.н.п. “Пряха”. На её фоне разговаривают ведущие.)
5-й вед. Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
6-й вед. Все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам прясть собирались.
7-й вед. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились.
8-й вед. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали.
1-й вед. Весело поется – весело прядется.
(Дети поют и инсценируют р.н.п. “Молодая канорейка”.)
2-й вед. Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.
3-й вед. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.
4-й вед. А девицы-красавицы просят, не напросятся: “Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком”.
5-й вед. В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: “Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку венец да молодец”.
( Дети поют и водят хоровод р.н.п. “Как по морю синему”.)
6-й вед. У нашего двора нет веселью конца.
7-й вед. Игрушки да смешки, шутки да потешки.
8-й вед. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась.
1-й вед. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.
(Ведущие проводят конкурс частушек.)
2-й вед. Осень велика – зима долга, но весна придет – свое скажет.
3-й вед. Гуляй, народ, пляши, веселись от души.
(Участники праздника танцуют финальную кадриль (р.н.п. “Как у нашего двора”). Группа детей аккомпанирует им на народных инструментах.)
Список литературы.
Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.
Гусли звончатые. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС; 2001г.
Миронов В. А. - Месяцеслов. Народный календарь. – сос. М53 М.: Агенство “ФАИР”, 1998г.
Науменко Г.М. – Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: 1977-1988г. Вып. 3.
Пушкина С.А. – Мы играем и поем. – М.: Школьная Пресса, 2001г.
Рытов Д.А. – Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. –М.: Гум. Изд.центр ВЛАДОС; 2001г.
Яковишина Е.И.- русская народная песня для детей. – СПб: Детство- ПРЕСС, 1999г.