Цели
- познакомить с литературной сказкой “Курочка Ряба и десять утят” и её автором; работа над понятием “литературная сказка”;
- совершенствовать умение выделять главную мысль произведения; делить текст на логические законченные части;
- передавать прочитанное посредством пересказа;
- отработка техники чтения, выразительности.
Оборудование: учебник О. Джежелей “Чтение и литература”, портрет писателя и рисунки детей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Чтение эпиграфа на доске учителем.
“… Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна-
Литературная…”
2. Артикуляционная гимнастика:
а) вводная часть:
Ключик к литературной стране – зрительный диктант (по Федоренко)
б) “Гармошка”. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывать язык от нёба, сильно оттягивать в низ нижнюю челюсть.
в) чтение слогов. Слияние, открытых, закрытых (на доске).
г) чтение “паровозиком” эпиграфа!
3. Вступительная беседа.
Поэзия окружает нас с детства. Когда вы были маленькие, мама пела вам колыбельные. Становясь старше, вы уже сами разговаривали и читали стихи. Удивительный мир поэзии учит нас чувствовать, мыслить, говорить. Попробуем сейчас доказать друг другу, что чтение стихов - это увлекательное занятие. Кроме того, стихи интересно не только читать, но и перечитывать, и вы сейчас в этом убедитесь.
Домашнее задание было прочитать сказку С.Я. Маршака “Курочка Ряба и десять утят” и нарисовать картинки к ней. Это и будет темой нашего урока.
Сказка большая, а урок у нас один, поэтому дома вы уже прочитали сказку, и сейчас будем доказывать, что перечитывать тоже интересно, особенно когда у нас есть ваши замечательные рисунки.
(На доске рисунки детей к сказке).
Автор – Самуил Яковлевич Маршак - первые детские книжки выпустил 80 лет назад – в начале 20 годов XX века. Маршака дети знают еще, не умея читать, вы все видели картинки, когда мама вам читала. Посмотрите, знакомы ли вам эти иллюстрации к стихам Маршака?
(Показ учителем детских книг Маршака).
Маршак был удивительно работоспособен: он совсем не умел отдыхать - самым приятным для него было работать. С утра он садился за письменный стол, и только за полночь гасла его лампа. На больших листах бумаги своим красивым крупным почерком он писал стихи и песни, веселые пьесы для театра, статьи для газет. Работал он и на Кубани – в г. Краснодаре и в Англии. Знал английский, немецкий, итальянский и другие языки. Его стихи легко запоминаются, его герои часто живут рядом с нами.
Итак цель нашего урока: Уметь находить главную мысль сказки; делить текст на части, учиться пересказывать и работать над техникой чтения.
4. Проверяем домашнее задание: читаем сказку и пробуем с помощью ваших рисунков разбить ее на части.
Но вначале ответьте на вопрос это р.н. сказка или литературная? Почему? Ответ учеников - литературная т.к. написана автором.
Читаем “паровозиком” с выражением, с интонацией (начинает чтение учитель продолжают ученики).
Ребята чье чтение вам больше всего понравилось? Почему?
5. Физминутка
Ритмическое чтение с хлопанием в ладоши – 1 строка
2 строка – топаем ногами
3 строка – приседание
4 строка – хлопки с притопами
Тра-та, та-та-та, тра-та,та-та-та
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та,та-та-та
Тра-та, та-та-та, тра-та!
6. Работа с текстом. Учимся делить текст на части, эпизоды.
1 эпизод- предисловие
2 эпизод- дед, баба, яичко () 1,2 рисунка детей
3 эпизод – яйцо разбилось, все плачут (3 рис)
4 эпизод – баба жалеет курочку
5 эпизод - вылупились детки (рис 4)
6 эпизод – на прогулке, травка (5 рис)
7 эпизод – у пруда (6,7,8 рис)
8 эпизод – кошка (9 рис)
9 эпизод – храбрая курочка (10 рис).
Чтение выборочное по ходу деления текста на части.
7. Работа над пересказом. Ученики пересказывают сказку по эпизодам, с помощью рисунков.
Домашнее задание пересказ сказки
8. Работа над техникой чтения. Учащимся дается задание: прочесть сказку с конца к началу по предложениям. Работа в парах.
ИТОГ УРОКА: Ваши впечатления от урока? Нарисуйте мордочку человечка, которая больше подходит к вашему настроению после урока.
- Чему научились, что нового узнали?
- Какие трудности были у вас на уроке?
- О чем расскажете дома?