Задачи:
- познакомиться с различными видами анализа урока;
- найти пути повышения качества педагогического анализа урока;
- использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.
Примерно за месяц в учительской вывешиваю объявление: "Готовится педсовет на тему “Анализ и самоанализ урока – средство повышения методического мастерства учителя".
Учителям рекомендуется взаимопосещение уроков. В методкабинете имеются памятки по анализу и самоанализу урока.
Приглашаем на урок
№ |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Дата |
Тема, форма урока |
Время, класс, кабинет |
В эту таблицу учителя, которые приглашают к себе на урок, записывали свою фамилию, тему урока. К данному педсовету было проведено 17 открытых уроков, они охватили почти все предметы: русский язык, математику, изо, химию, биологию, иностранный язык, физику, историю, природоведение, музыку. Были проведены уроки по традиционной методике и использованы нестандартные формы: урок-сказка, урок-шоу, урок-зачет, урок-заседание ученого совета, урок-игра и другие. Некоторые учителя провели по два и более уроков.
На заседании методического совета обсудили форму и структуру педсовета.
Форма – педсовет-семинар.
Структура:
1-я часть – открытые уроки.
2-я часть
- работа творческих групп;
- самоанализ урока проводившим его учителем;
- анализ урока присутствующими коллегами по предложенной схеме.
За 2 – 3 дня предлагаю план работы на день проведения педсовета:
1. Открытые уроки с 8.00проводятприсутствуют
1.1. МО учителей начальных классов | ||
1 урок – 3а – математика | Шевкун Е.Р. | Волкова Л.С. |
Ромащенко Е.А. | ||
Почерней Н.В. | ||
Кононенко А.Б. | ||
2 урок – 4а – природоведение | Герелес В.А. | Соломенникова Н.Ф. |
Сазонова И.В. | ||
Иванова Г.В. | ||
1.2. МО русский язык | ||
1 урок – 10 кл. – стилистика | Останина Г.А. | Кулаева А.В |
Гирняк О.И | ||
Куликов В.И. | ||
2 – 3 урок – 7а – русский язык | Плинча Л.И. | Попов А.В. |
1.3. МО математика | ||
1 урок – 9а – алгебра | Пермякова Л.И. | Зоткин В.Г. |
Помыткина С.М. | ||
2 –3 урок – 11кл. – геометрия | Кузьмина Л.П. | Федоренко Н.М. |
1.4. МО естественных наук | ||
1 урок – 6а – география | Хоютанова Г.Е. | Клопова В.С |
Лузина М.В. | ||
2 – 3 урок – 8а – биология | Реут А.А. | Мочалова Г.И. |
1.5. Группа “Поиск” | ||
1 урок – 7а – физкультура | Карпов А.А. | Мельник А.Д. |
Данилова В.А. | ||
2 урок – 3а – музыка | Псуй О.Н. | Красильникова Т.А. |
Боброва А.В. | ||
2. Педсовет: Работа творческих групп
(МО учителей). Кабинет № 14, начало в 10.30. |
Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным и приносило положительные результаты, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока как ведущей формы процесса обучения.
Легче анализировать урок, если перед посещением поставлены цели и под эти цели разработаны программы анализа. Существуют несколько подходов к анализу урока. Мы рассмотрим:
- линейный, который нам предложат коллеги из начальной школы,
- поэлементный анализ нам постараются раскрыть учителя из МО естественно-научного цикла,
- системный – коллеги из МО математики,
- морфологический – МО учителей русского языка и литературы.
Наши уважаемые коллеги из группы “Поиск” – это молодые учителя пока только учатся, стремятся овладеть методами и приемами анализа урока, поэтому для них сегодня – свободный выбор.
Затем каждой группе предлагается своя схема анализа посещенных уроков.
Прежде дает самоанализ проводивший урок учитель по схеме:
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?
- Какие задачи решались на уроке?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
- Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний?
- Воспитание интереса к предмету.
- Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?
- Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.
- Владение учащимися навыками организации рационального учебного труда.
- Удовлетворенность учащихся.
- Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.
МО учителей начальных классов готовит линейный анализ, т.е. отмечает, что получилось, а что не удалось учителю на уроке, начиная с организационного момента, заканчивая итогом урока, отмечая положительные и отрицательные моменты всех этапов урока.
МО учителей естественно-научного цикла представляет поэлементный анализ. Каждый присутствующий высказывает свое мнение относительно какого-либо элемента урока.
Учителя русского языка и литературы дают морфологический анализ по схеме:
1. Начало урока | |
2. Методы обучения | |
3. Приемы | |
4. Проверка знаний | |
5. Закрепление (обратная связь) | |
6. ТСО, наглядности | |
7. Оценка |
МО учителей математики и физики подготовили системный анализ урока:
Аспекты анализа Этапы урока |
Т Д Ц |
Содержание учебного материала |
Методы обучения |
Формы деятельности учащихся |
Анализ этапа урока, выводы |
1. Орг.момент | |||||
2. Проверка домашнего задания | |||||
3. Актуализация на опорные знания | |||||
4. Применение знаний в сходных условиях | |||||
5. Перенос знаний в новые условия | |||||
6. Проверка ЗУН | |||||
7. Информация о д/з | |||||
8. Итог урока |
Решение педсовета:
1 Все проведенные открытые уроки имеют эффективность 84 – 85 %, что говорит о высоком методическом уровне.
2. Методическому совету подготовить схемы анализа и самоанализа урока для каждого учителя.
3. Информационному центру по итогам педсовета выпустить методический бюллетень.