Сценарий педагогического совета-семинара на тему: "Анализ и самоанализ урока — средство повышения методического мастерства учителя"

Разделы: Администрирование школы


Задачи:

  • познакомиться с различными видами анализа урока;
  • найти пути повышения качества педагогического анализа урока;
  • использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

Примерно за месяц в учительской вывешиваю объявление: "Готовится педсовет на тему “Анализ и самоанализ урока – средство повышения методического мастерства учителя".

Учителям рекомендуется взаимопосещение уроков. В методкабинете имеются памятки по анализу и самоанализу урока.

Приглашаем на урок

Фамилия, имя, отчество учителя

Дата

Тема, форма урока

Время, класс, кабинет

         

В эту таблицу учителя, которые приглашают к себе на урок, записывали свою фамилию, тему урока. К данному педсовету было проведено 17 открытых уроков, они охватили почти все предметы: русский язык, математику, изо, химию, биологию, иностранный язык, физику, историю, природоведение, музыку. Были проведены уроки по традиционной методике и использованы нестандартные формы: урок-сказка, урок-шоу, урок-зачет, урок-заседание ученого совета, урок-игра и другие. Некоторые учителя провели по два и более уроков.

На заседании методического совета обсудили форму и структуру педсовета.

Форма – педсовет-семинар.

Структура:

1-я часть – открытые уроки.

2-я часть

  • работа творческих групп;
  • самоанализ урока проводившим его учителем;
  • анализ урока присутствующими коллегами по предложенной схеме.

За 2 – 3 дня предлагаю план работы на день проведения педсовета:

1. Открытые уроки с 8.00проводятприсутствуют

1.1. МО учителей начальных классов
1 урок – 3а – математика Шевкун Е.Р. Волкова Л.С.
Ромащенко Е.А.
Почерней Н.В.
Кононенко А.Б.
2 урок – 4а – природоведение Герелес В.А. Соломенникова Н.Ф.
Сазонова И.В.
Иванова Г.В.
1.2. МО русский язык
1 урок – 10 кл. – стилистика Останина Г.А. Кулаева А.В
Гирняк О.И
Куликов В.И.
2 – 3 урок – 7а – русский язык Плинча Л.И. Попов А.В.
1.3. МО математика
1 урок – 9а – алгебра Пермякова Л.И. Зоткин В.Г.
Помыткина С.М.
2 –3 урок – 11кл. – геометрия Кузьмина Л.П. Федоренко Н.М.
1.4. МО естественных наук
1 урок – 6а – география Хоютанова Г.Е. Клопова В.С
Лузина М.В.
2 – 3 урок – 8а – биология Реут А.А. Мочалова Г.И.
1.5. Группа “Поиск”
1 урок – 7а – физкультура Карпов А.А. Мельник А.Д.
Данилова В.А.
2 урок – 3а – музыка Псуй О.Н. Красильникова Т.А.
Боброва А.В.
2. Педсовет: Работа творческих групп (МО учителей).

Кабинет № 14, начало в 10.30.

Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным и приносило положительные результаты, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока как ведущей формы процесса обучения.

Легче анализировать урок, если перед посещением поставлены цели и под эти цели разработаны программы анализа. Существуют несколько подходов к анализу урока. Мы рассмотрим:

  • линейный, который нам предложат коллеги из начальной школы,
  • поэлементный анализ нам постараются раскрыть учителя из МО естественно-научного цикла,
  • системный – коллеги из МО математики,
  • морфологический – МО учителей русского языка и литературы.

Наши уважаемые коллеги из группы “Поиск” – это молодые учителя пока только учатся, стремятся овладеть методами и приемами анализа урока, поэтому для них сегодня – свободный выбор.

Затем каждой группе предлагается своя схема анализа посещенных уроков.

Прежде дает самоанализ проводивший урок учитель по схеме:

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?
  3. Какие задачи решались на уроке?
  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
  5. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний?
  6. Воспитание интереса к предмету.
  7. Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?
  8. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.
  9. Владение учащимися навыками организации рационального учебного труда.
  10. Удовлетворенность учащихся.
  11. Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.

МО учителей начальных классов готовит линейный анализ, т.е. отмечает, что получилось, а что не удалось учителю на уроке, начиная с организационного момента, заканчивая итогом урока, отмечая положительные и отрицательные моменты всех этапов урока.

МО учителей естественно-научного цикла представляет поэлементный анализ. Каждый присутствующий высказывает свое мнение относительно какого-либо элемента урока.

Учителя русского языка и литературы дают морфологический анализ по схеме:

1. Начало урока                                
2. Методы обучения  
3. Приемы  
4. Проверка знаний  
5. Закрепление (обратная связь)  
6. ТСО, наглядности  
7. Оценка  

МО учителей математики и физики подготовили системный анализ урока:

Аспекты анализа

Этапы урока

Т Д Ц

Содержание учебного   материала

Методы обучения

Формы деятельности учащихся

Анализ этапа урока, выводы

1. Орг.момент          
2. Проверка домашнего задания          
3. Актуализация на опорные знания          
4. Применение знаний в сходных условиях          
5. Перенос знаний в новые условия          
6. Проверка ЗУН          
7. Информация о д/з          
8. Итог урока          

Решение педсовета:

1 Все проведенные открытые уроки имеют эффективность 84 – 85 %, что говорит о высоком методическом уровне.

2. Методическому совету подготовить схемы анализа и самоанализа урока для каждого учителя.

3. Информационному центру по итогам педсовета выпустить методический бюллетень.