Сценарий мероприятия "История Российской армии"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели мероприятия: познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия.

Задачи:

  • Развитие патриотизма у школьников.
  • Развитие творческих способностей у школьников.

Вводное слово учителя: “Сегодняшнее мероприятие под названием “История Российской армии” посвящается защитникам Отечества. Слово предоставляется 2 ведущим из 10 и 11 классов”.

Ведущий 1: Становление государства и его развитие связано с тесным его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Это связано с защитой своих границ или походами на соседние территории, что в свою очередь требует наличия армии и флота. Так было и с Россией.

Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, используется народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь испытывает период феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпора татаро-монгольским ордам и на долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

В это же время новгородским князьям приходится отражать нашествие немецко-шведской агрессии с северо-запада, проявляется военный талант Александра Невского.

Через полтора столетия после начала нашествия монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем, Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства.

В результате, Русь становиться одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии.

Ведущий 2: Регулярная армия начинает складываться при Иване IV. Это проявляется в военных реформах Ивана IV, что выразилось в отмене местничеств на время походов, был определён единый порядок прохождения воинской службы, появляются полки нового строя (стрелецкие).

До XVII века перед Россией стояли 3 основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью военного оружия. В этих войнах России частично удалось решить эти проблемы, хотя и были ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

Ведущий 1: До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу, а как следствие были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его “потешные” полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирается из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.

Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создании Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведётся подготовка через гардемаринскую школу.

Основными событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия ведёт со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, так как было потеряно большое количество армии, артиллерии. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). (Отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Полтава”). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755–1762 годов, Русско-турецкая война 1768–1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ведущий 2: XIX век также вписал ряд ярких и горьких страниц в военную историю страны. В начале 19 века русская армия участвует в войнах против Франции. Яркими страницами военной истории этого периода являются отечественная война 1812 года и Крымская война 1853–1856 годов. Если первая доказала силу русского оружия, то вторая окончилась для России неудачно, так как была проиграна, несмотря на усилия офицеров и народа. Яркими страницами этих войн стали Бородинское сражение, Синопский бой и оборона Севастополя. (М.Ю.Лермонтов “Бородино”).

Во второй половине XIX века в российской армии была проведена военная реформа, в результате которой были отменены военные поселения, сокращён срок военной службы для окончивших ВУЗы, появляются железнодорожные войска, реорганизованы военные министерства и штабы. Это позволило создать боеспособную армию, в мирное время небольшую по численности, но с хорошо обученным резервом на случай войны. Что сказалось на Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда русские войска поддержали восстания балканских народов против Турции, которая вынуждена была признать ряд территориальных потерь.

Ведущий 1: (Фоном звучит вальс “Маньчжурские волны”). На рубеже XIX–XX веков Россия пыталась проводить мирную политику в Европе, что вылилось в созыв международных конференций по разоружению. Это давало некоторую свободу в более агрессивной внешней политике на Дальнем Востоке, где происходит столкновение России и Японии из-за Манчжурии. Это в свою очередь вылилось в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, которая для России была неудачной, так как был потерян почти весь Тихоокеанский флот, из-за пассивности командования терпели поражения сухопутные войска. И следствием этой войны стали территориальные потери России на Дальнем Востоке (Южные Курилы и Южный Сахалин, отошедшие к Японии). (Песня “Варяг”, слова Р.Грейца, перевод Е.Студениской, музыка народная).

(Фоном звучит “Марш славянки”).

В ходе первой мировой войны в России произошли ряд изменений. В первую очередь, это касалось структуры армии (в офицерский корпус входят представители других сословий, а не только дворяне). Первая мировая война приводит к краху Российской империи, следствием этого стали две революции в1917 году и к гражданской войне, которая привела к становлению советской власти и созданию советской армии (23 февраля 1918 года). Гражданская война расколола русское общество на два крупных лагеря: белое и красное движение. (Песня М.Звездинского “Сотник смелый”, затем учащиеся исполняют песню “Там, в дали за рекой”, обработка А.Александрова, сл. Н.Кооля). Становление советской власти и тоталитарного режима отразилось и на армии, что выразилось в репрессиях 20–50 годов XX века, когда был уничтожен почти весь командный состав армии, это выразилось в неудачах советской армии в начале Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: Рубеж 30–40 годов XX века ознаменовался рядом военных конфликтов СССР с соседними государствами (с Японией 1938–1939 годов, с Финляндией 1939–1940 годов). Но крупнейшей войной этого периода стала 2 мировая война (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945 года) и Великая Отечественная война (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года).

(Песня “Священная война”, музыка А.В.Александрова, слова В.Лебедев-Кумач).

В годы ВОВ советский народ проявил мужество и героизм. Несмотря на трагическое начало в 1941 году, к концу года советские войска смогли остановить немецко-фашистские войска под Москвой. Кроме того, в начале ВОВ пограничники, встретившие оккупантов, проявили героизм и помогли сорвать идею “блицкрига”. Основными событиями ВОВ стали: бои под Москвой и за Кавказ, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы, форсирование Днепра, бои за освобождение западных территорий СССР. В 1944 – 1945 годах советские войска освободили Восточную Европу.

(“Землянка”, музыка К.Листова, слова А.Суркова, стихотворение К.Симонова “Жди меня”).

Большую роль в ВОВ сыграло партизанское движение, которое проводило подрывные операции в тылу фашистских войск. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем заканчивается Великая Отечественная война. 2 мировая война продолжается войной с Японией, которая закончилась 2-го сентября 1945 года, подписанием капитуляции Японии на борту американского ленкора “Миссури”. В этой войне также участвует и СССР.

Ведущий 1: Эта война принесла большие потери, как для СССР, так и для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек. За годы войны погибло около 1млн. офицеров, 4 млн. партизан; было разрушено более 1700 городов, 70 тыс. сёл и деревень, большое количество предприятий, колхозов и совхозов. Прямой материальный ущерб в ценах 1941 года составил 679 млн. руб.

(Звучит песня “Бухенвальдский набат”, слова А.Соболева, музыка В.Мурадели).

В дальнейшем, советские войска участвуют в региональных конфликтах, которые были вызваны “холодной войной”. Крупнейшими такими конфликтами были Корейская война 1950–1953 годов, Карибский кризис 1961 года, Афганская война 1979–1989 годов. В настоящее время российские войска входят в состав миротворческих сил ООН в бывшей Югославии, Грузии, Средней Азии.

Заключительное слово учителя: “На этом наш рассказ об истории российской армии закончен. Позвольте поблагодарить всех, кто принял в нём участие”.

Литература:

1. Учебники по истории отечества любого года издания, авторов и изданий.

2. Зуев М.Н. “История России с древнейших времён до конца ХХ века”, справочник по истории для школьников и поступающих в ВУЗы. – М., “Дрофа”, 2000.

3. Кацва Л.А. “История Отечества”, справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. – М., “АСТ – ПРЕСС”, 2001.