Деловая игра "Рабочая неделя менеджера"

Разделы: Информатика, Экономика


Тип урока: сквозная деловая игра.

Вид: урок с применением современных информационных технологий.

Технология: проблемно-исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства, выход в Интернет.

Программное обеспечение: ОС – Windows 98х, пакет Microsoft Office.

Цели:

  • демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики и экономики, а также применение знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
  • обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, телекоммуникаций);
  • повышение интереса к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики.

Задачи:

  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
  • Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.
  • Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

Что такое деловая игра

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.

Нужно ли это все в школе? Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

  • правила;
  • индивидуальная работа;
  • групповое обсуждение;
  • результат игры.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми.
  • Формулировка заданий – доступна пониманию школьников.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  • Учет результатов соревнования должен быть открытым.
  • Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение

Что даёт деловая игра её участникам?

  • Игра дает свободу деятельности.
  • Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  • Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
  • Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
  • Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
  • Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
  • Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра дает радость общения с единомышленниками.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

  • Способность сотрудничества и взаимодействия;
  • Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
  • Умение работать в составе малой группы;
  • Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
  • Способность эффективно разрешать конфликты;
  • Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
  • Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.

Использование ДИ в ходе учебных занятий позволяет:

  • Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
  • Овладеть социально-коммуникативными способностями;
  • Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
  • Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

  • приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
  • развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
  • создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму “существования”, поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Деловые игры достаточно широко используются в курсе “Основы менеджмента”, “Основы социологии и политологии”. Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

  • Деловая игра как источник экономии учебного времени.
  • Деловая игра как форма контроля.
  • Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями.

Деловая игра “Моделирование экономики и менеджмента”

В случае сквозной деловой игры динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и игровых форм проведения занятий. Примером такой сквозной деловой игры является компьютерная игра МЭМ (моделирование экономики и менеджмент). МЭМ предоставляет студентам уникальную возможность управлять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, т.е, смоделирован мир реального бизнеса. МЭМ позволяет учащимся применять знания в ситуации реальной деловой конкуренции.

МЭМ иллюстрирует также возможность развития успешной стратегии через взаимосвязь принимаемых решений. Ученик должен досконально понимать и тщательно планировать каждый элемент стратегии своей компании: цену, величину производства, затраты на маркетинг, научные исследования, совершенствование продукции и капиталовложения. Важнейшим моментом является то, что решение по каждому параметру принимается в русле общей стратегии. Деловая игра МЭМ предполагает практическое использование знаний по различным темам, например, “Начало бизнеса”, “Финансирование предпринимательства” и др.

Деловая игра МЭМ позволяет формировать следующие социально-коммуникативные способности:

  • способность сотрудничества и взаимодействия;
  • умение организовать работу малой группы и работать в ней;
  • способность эффективно разрешать (возможные) конфликты;
  • умение пользоваться различными средствами коммуникации;
  • умение выступать публично.

МЭМ предполагает выполнение и игровых ролей “директор фирмы, компании”, “секретарь”, “зав. отделом маркетинга”, “начальник производства” и т.д. Следующими в списке офисных работников идет самая многочисленная прослойка — менеджеры. Сначала необходимо определить, кто они такие. Не секрет, что эта должность в современном деловом пространстве имеет очень расплывчатые формы. Об этом свидетельствует и современный сленг — люди часто называют их “манагерами”, а известный анекдот гласит, что уборщица — это менеджер по дезинфекции, гигиене и очистке. Мы же примем более узкое определение, учитывая, что все-таки наиболее многочисленная часть этих сотрудников — менеджеры по работе с мелкими и крупными клиентами. Для эффективной работы менеджеру необходимо иметь под рукой полную контактную и рабочую информацию по клиентам и фирмам, с которыми налажено сотрудничество.

Ход игры:

Объявить учащимся, что с сегодняшнего дня уроки пойдут в форме деловой игры.

Задание формулируется следующим образом:

  • Открывается фирма N.
  • Имеются вакантные места на должность менеджеров фирмы.
  • Объявляется конкурс. Для этого в специальном помещении офиса фирмы (классе), где есть всё (компьютеры, мультимедийные устройства, выход в Интернет), чтобы показать все свои деловые качества, проводятся квалификационные испытания, имитирующие деятельность менеджера, которые длятся несколько дней.
  • Директором фирмы (учителем) разработан план, с которым должен справиться каждый сотрудник или весь коллектив в целом.

Примерный план на неделю:

1 день.

  1. Спланировать своё рабочее время на семь дней. Для этого организовать каждому личную информационную систему (органайзер). Занести необходимые сведения в календарь, сделать заметки и сформулировать задачи (MS Outlook).
  2. Создать визитную карточку (MS Publisher, MS Word), как специалиста фирмы, с указанием возможной должности, e-mail (предварительно узнав у учителя почтовый адрес в классе или создав ящик); распечатать карточки и обменяться с будущими коллегами в конце рабочего дня. Сохранять все создаваемые документы в личной папке сотрудника на его ПК.
  3. С помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать рабочие моменты, коллег фирмы и использовать фотографии при создании рекламы, сайта и т.д.
  4. Внести в конце рабочего дня коррективы в планирование.

2 день.

  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Создать резюме (MS Publisher, MS Word). Сохранить в папке и распечатать.
  3. Внести в конце рабочего дня коррективы в планирование.

3 день.

  1. Сделать памятку (MS Publisher, MS Word) для начинающего менеджера, используя сайт Уральского политехнического колледжа (г. Екатеринбург) www.urpc.ru Распечатать памятку и поместить на стенд в офисе фирмы (классе).
  2. Используя услуги Интернет, послать SMS-сообщение директору фирмы (учителю) о выполненном задании.

4 день.

  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В контакты (MS Outlook) занести сведения о новых коллегах, используя визитки коллег, резюме и (или) чат в классе.
  3. По почте (MS Outlook, Outlook Express) послать резюме директору фирмы.
  4. Оформить и распечатать альманах – календарь на новый год.

5 день.

  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Используя материалы портала Сотовик, рассмотреть рынок сотовых телефонов, оформить и распечатать рекомендацию для сотрудников фирмы о сотовом телефоне (MS Publisher, MS Word). Вывесить на стенд фирмы.

6 день.

  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Создать рекламу фирмы (MS Publisher, MS Word, MS Power Point) в форме буклетов, проспектов, слайд-фильмов. Провести презентацию созданных работ.
  3. Оформить поздравление-гороскоп каждому сотруднику. Необходимую информацию найти в Интернет.

7 день.

  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В качестве подарка к приближающемуся празднику “заказать” каждому сотруднику фирмы косметическую продукцию (например, Oriflame), ознакомившись с сайтом этой фирмы.
  3. Создать сайт фирмы N (используя фотографии и материалы всех сделанных ранее работ) и представить на конкурс-презентацию сайтов, который нагляднее провести, используя мультимедийный проектор.

Подведение итогов.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Обычно на уроке ученик потребляет информацию молча. Он находится в монологической, а не в диалогической позиции, как и педагог. Это одна из основных причин того, что речь обучающегося не развивается. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность, которая невозможна без общения с коллегами. Такое положение дел "вынуждает" учащихся общаться друг с другом. Во время защиты принятого решения им приходится выражать свои мысли, правильно строя фразы, что способствует развитию речи. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни.