Урок-путешествие по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", 6 класс

Разделы: Математика


Подготовка

1.Класс делится примерно на равные по силе команды по 5-7 человек во главе с капитаном. Каждой группой заранее придумывается название корабля и цвет флага.

2.Работа внутри группы:

- выполнение рисунка корабля;

- подготовка к конкурсу капитанов;

- повторение теоретического и практического материала.

3. Выбирается жюри.

4. Подбираются задания для конкурсов, разрабатывается сценарий, критерии оценки деятельности учащихся, подготавливаются маршрутные листы и путевая ведомость. Проводится инструктаж жюри.

Оформление класса: на стенах, вырезанные из бумаги волны, парусники, чайки(можно повесить рисунки на морскую тематику).

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся по данной теме;
  • развивать интерес к предмету;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь.

Сценарий урока

  1. Вступительное слово учителя (5 минут).
  2. “ Перетягивание каната” (устный конкурс, 5 мин.).
  3. “Морское братство” (письменный конкурс, 7 мин.).
  4. “Узелки” (групповая работа, 13 мин.).
  5. “Один за всех, все за одного” (конкурс капитанов, 10 мин.).
  6. “А ну-ка сосчитай” (конкурс штурманов, 5 мин.).
  7. “Дружная команда” (письменный конкурс, 5 мин.).
  8. Подведение итогов (5 минут).

Команды кораблей: три команды по 5-7 человек во главе с капитаном корабля, который руководит группой; штурман корабля, заполняющий маршрутный лист. (Командир корабля и штурман выбираются из наиболее подготовленных учеников).

Жюри: 3 человека (старшеклассники) оценивает участие команд в конкурсах, подсчитывают баллы, объявляют промежуточные результаты.

Ведущий: (учитель или старшеклассник) следит за ходом конкурса, объявляет условия конкурсов и критерии их оценки, раздает задания командам.

 1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Дорогие, ребята! Наверное, каждый из вас мечтал стать путешественником. Бывать в разных странах, знакомиться с их жителями, наблюдать за различными животными и растениями. Сегодня на уроке мы отправимся в морское путешествие по математическим океанам и числовым морям. При решении задач и примеров каждый из вас должен все задание выполнять быстро, правильно и рационально.

Поэтому в наше путешествие мы отправляемся на кораблях “Быстрый”, “Правильный” и “ Рациональный”. Каждая группа выбрала цвет своего флага. Команда “Быстрого” плывет под флагом белого цвета- цвета белых, свободных чаек. Моряки “Правильного” выбрали голубой цвет- цвет моря. А флаг “Рационального” - желтый, это цвет солнца. У нас сегодня не только урок-путешествие, но и урок-соревнование. Оценивать участие команд в конкурсах будет строгое, но очень справедливое жюри. (Идет представление жюри). Итак, все корабли к путешествию готовы. Команды! Поднять якоря! Полный вперед!

И вот все корабли вышли в открытое море. Справа по борту видна бухта Деления, с левой стороны на горизонте виден остров Умножения. На море все спокойно и команды могут немного отдохнуть. Все моряки во время отдыха любят испытать свои силы в перетягивании каната. И сейчас у нас первый конкурс- “Перетягивание каната”.

2.“ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА” (каждый правильный ответ- 0,5 балла)

Это устный конкурс, в котором участвуют все члены команды. Его цель - настроить учащихся на игру, подготовить к выполнению более сложных заданий. На заранее подготовленных плакатах, изображены канаты с числами (рисунок 1). Задача команд – сравнить дроби и смешанные числа (на канате между числами поставить нужный знак). Задание выполняют все члены группы по цепочке.

3 “МОРСКОЕ БРАТСТВО” (каждый правильный ответ-3 балла)

Письменный индивидуальный конкурс. Каждый участник команды получает задание на отдельной карточке(карточки – разного уровня сложности). В этом и других конкурсах цвет карточек каждой команды соответствует цвету флага корабля. Задание выполняется на полученной карточке и затем сдается на проверку жюри. (Жюри проверяет карточки по заранее подготовленным ответам, подсчитывает баллы всех участников команды и выставляет их в путевую ведомость).

Путевая ведомость

Название корабля

Название конкурса

Корабль “Быстрый”

Корабль “Правильный”

Корабль

“Рациональный”

“Перетягивание каната”      
“Морское братство”      
“Узелки”      
“Один за всех, все за одного”      
“А ну-ка сосчитай”      
“Дружная команда”      
Итог      

Примеры карточек

КАРТОЧКА№1

1.Выполните сложение:

а) 8 +

в) + 4

2.Выполните вычитание:

а) 16 - 5

в) 9 - 3

 

КАРТОЧКА№2

1.Выполните сложение:

а) 3 + 1

в) 4 +

2.Выполните вычитание:

а) 10 – 6

в) 4 - 1

4.“УЗЕЛКИ” (каждый правильный ответ – 3 балла)

Командный конкурс. Всем командам раздаются заранее подготовленные листы-карты (рисунок №2).Учащиеся решают задание с каждого кружочка в тетрадях, затем сверяют ответы и записывают правильный, по их мнению, ответ над кружочком. Узел считается распутанным, если пример решен верно. На все задание дается не более 13 минут.

5. “ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО” (правильный ответ – 15)

Конкурс капитанов. Каждый капитан должен проложить маршрут корабля. (Участники решают задания, записывают ответы рядом с парусниками. Полученные ответы нужно соединить стрелками, начиная с наименьшего числа)

6. “А НУ-КА СОСЧИТАЙ” (правильный ответ- 10 баллов)

Конкурс, в котором участвуют штурманы кораблей. На доске написаны три уравнения (по количеству штурманов). Представители команд должны решить уравнение и сделать проверку. Остальные члены команд в это время работают на местах. Если штурман не справился с заданием, на помощь ему приходит команда. Жюри учитывает аккуратное и грамотное оформление, рациональность решения.

КОРАБЛЬ “БЫСТРЫЙ”

КОРАБЛЬ “ПРАВИЛЬНЫЙ”

КОРАБЛЬ “РАЦИОНАЛЬНЫЙ”

Х - = 2 -

У + = 2 - 1

Х + 2 = 5 - 1

 7. “ДРУЖНАЯ КОМАНДА” (правильный ответ – 15 баллов)

Групповая работа. Каждая команда получает карточку с задачей (задачи одинаковы по сложности). На решение задачи отводится не более 5 минут. При подсчете баллов жюри учитывает скорость выполнения и правильность решения.

КОРАБЛЬ “БЫСТРЫЙ”

Парусник за первый час прошел 3км, за второй час – на км больше, а за третий – на км меньше, чем за второй час. Когда у парусника была наибольшая скорость?

 

КОРАБЛЬ “ПРАВИЛЬНЫЙ”

За первую неделю плавания на теплоходе было израсходовано 2т пресной воды, за вторую 10т воды, а за третью на 4т меньше, чем за вторую. Сколько пресной воды было израсходовано за эти три недели?

 

КОРАБЛЬ “РАЦИОНАЛЬНЫЙ”

За первый месяц баржа перевезла 3т груза, за второй месяц - на 1т больше, а за третий – на меньше, чем за первый. За какой месяц баржа перевезла наибольшее количество тонн груза?

Маршрутный лист.

Название корабля ____________________________________________

 

 

Название конкурса

Набранные баллы Штрафные баллы Примечание
“Перетягивание каната      
“Морское братство”      
“Узелки”      
“Один за всех и все за одного”      
“А ну-ка сосчитай”      
“Дружная команда”      

 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рисунок 3