Цели урока:
Ход урока:
I. Под музыку дети входят в класс, приветствуют друг друга:
-Здравствуй, друг! Как ты тут? Я скучал. Ты пришел, и я пришел. Вместе нам хорошо! (Если присутствуют гости, они приветствуют и гостей)
Учитель:
-Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)
- Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)
- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение).
- Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).
- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.
- В этой конституции записаны наши с вами права. В прошлом году мы познакомились с обязанностями, а в этом году мы стали взрослее и познакомимся с правами. Мы взяли только те права, которые наиболее понятны вам в вашем возрасте. Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим. Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора? (Ребята сидят по группам, в каждой группе присутствует родитель)
II. Выступление групп.
1) Свое домашнее задание показывает I группа.
1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа номер 2.
2) Ну, а я студент- дипломатик,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья-
Это школа номер 2.
3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась в школе два.
4) (Используется 1,2 куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”)
1. Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2. К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2) Выступает вторая группа.
(Инсценировка песни “На прививку!”. За дверью слышится голос: “На прививку второй класс!”)
1 уч.- На прививку второй класс,
Вы слыхали, это нас.
2 уч. (Дрожит от страха )
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.
3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится.)
Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
4 уч. (Улыбается, делает вид, что не боится уколов).
Ну, подумаешь, укол,
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел.
(Следующие слова произносит медленно, показывая своим видом, что он боится.)
Почему я встал у стенки
У меня дрожат коленки
Все (поют припев песни “На прививку”).
На прививку второй класс
Второй класс,
второй класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
Это нас, это нас!
Поет 4 уч. – Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь!
На прививку
Вызывают, братцы, нас!
3) – Свое домашнее задание показывает третья группа.
(Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”)
- Кто на лавочке сидел
- Дело было вечером,
- Галка села на заборе,
Кто на улицу глядел
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Делать было нечего.
Кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
4. А у нас на кухне газ.
А у вас?
5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.
- А у нас огонь погас –
Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
1). - Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!
2). - Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы,
Водит мама два прицепа.
3). Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.
4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительницы в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
5). Дело было вечером.
Спорить было нечего.
- Свое домашнее задание покажет 4 группа.
(Под пальмой сидят несколько учеников, держат плакат, на котором написано: “Чунга-чанга”. Одежда напоминает одежду африканских племен, живущих в джунглях. Здесь же сидят родители с детьми, все одеты в летнюю одежду. Выходят две девочки, которые являются корреспондентами центрального канала телевидения).
- – Добрый день, дорогие друзья!
- – Здравствуйте!
- – Ксюша, какое у тебя любимое время года?
- – Лето. А у тебя?
- – Тоже лето. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о летнем отдыхе ребят.
- – Свой репортаж мы ведем из Ханты-Мансийского округа, из города Югорска, из знаменитой школы №2. Ксюша, а ты знаешь почему именно из этой школы?
- – Не знаю, но догадываюсь. Здесь каждое лето работает лагерь под названием “Чунга-чанга”. А вот и его обитатели. (Подходят к ребятам).
- Ребята, мы слышали, что вы каждый год посещаете этот лагерь. А чем вы занимаетесь?
- (Ребята : - ходим в походы, закаляемся, учимся дружить, учимся любить край родной, играем, веселимся. . Одним словом – отдыхаем. Дети исполняют песню “Чунга- Чанга”).
1 Кор. Здесь же, в лагере мы взяли интервью и у родителей.
- Что вы можете сказать об этом лагере?
Родит. – Здесь созданы все условия для отдыха детей. Здесь действительно заботятся о здоровье детей и этому учат наших детей. Посмотрите на лице ребят: им здесь нравится.
Кор. – А вы планируете семейный отдых?
Род. - Да. Наша семья планирует отдых в июле в пансионате “Кабардинка” на берегу Чёрного моря.
2. Кор. – От лица 1 канала мы желаем ребятам прекрасного летнего отдыха.
Репортаж вели: Лиля Байрамгулова и Ксения Зубова.
- До свидания, друзья!
III. Работа в группах.
Право на образование,
Право на медицинское обслуживание,
Право на труд,
Право на отдых.
- Я думаю, что вы даже не подозревали, ребята, что у вас есть такие права.
- Не нарушая вашего права на отдых, проведем валеологическую паузу.
( Под музыку “Танец маленьких утят” проходит физкультминутка).
2. – К сегодняшнему уроку оформлена выставка ваших рисунков. И
это неслучайно. Почему? ( Дети готовят ответы).
3. - Каждая группа отберёт рисунки, которые отражают их домашнее задание. (Рисунки готовились ребятами к классным часам, на уроках ИЗО).
Итог урока:
- Подходит к концу наш с вами разговор. Вы будете взрослеть и познакомитесь с другими правами, но это будет позже.
А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос : “Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их ? (Ответы детей).
- А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят).
Учитель:
- Мои пожелания к вам, ребята.
Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как
Любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россия-
не, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).
- Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
В слове мы сто тысяч “Я”.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.
Литература:
- С. Михалков “А что у вас?” Из-во “Малыш”, 1981г.
- Н.К.. Элиасберг “Система правового образования в школе и воспитание гражданина России”, Санкт-Петербург. Специальная Литература, 1999г.