Урок математики: "Сложение и вычитание чисел в пределах 100, умножение двух и трех"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
  • Вырабатывать навыки решения задач в 1–2 действия на сложение и вычитание, повторить знание геометрического материала, закрепить табличные случаи умножения с числами 2 и 3.
  • Развивать математическую речь, внимание, память, смекалку, логическое мышление.
  • Продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу).

Оборудование:

  • классная доска,
  • рисунки о космосе с портретом Гагарина,
  • карточки с заданиями, ребусами,
  • наглядный материал, памятки и опорные схемы,
  • изображение карты путешествия,
  • геометрический материал,
  • звезды с цифрами и буквами, ракеты-закладки, радиограммы,
  • жетоны для награждения за правильные ответы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь.

12 апреля – День космонавтики. Почему в этот день мы отмечаем этот праздник?

Дети. В 1961 году 12 апреля Ю.А.Гагарин – первый человек в мире – побывал в космосе.

Учитель. Зачем летают в космос?

Дети. Земля – это наш дом. Моря и реки, леса и горы. Вместе с нами в нем живут насекомые, птицы и звери, растения и рыбы. Все ли в порядке в нашем Зеленом доме? Там они проводят научные исследования.

Учитель. Без математики мир не знал бы Юрия Гагарина. Сегодня у нас необычный урок математики – космический. Мы разделились на три экипажа, в каждом свой командир. Задача каждого члена экипажа – правильно выполнять все инструкции, для того чтобы набрать больше жетонов (звездочек). Давайте посмотрим на карту путешествия. Смотри приложение 1.

Нам предстоит стартовать с Земли, посетить Луну. Затем мы совершим посадку на двух спутниках Марса – Деймосе и Фобосе - и, наконец, побываем на Марсе. В течение всего урока звезды будут за вами наблюдать. Какие качества мы возьмем в путь? Отгадайте ребусы.

Ви 3 на сообразительность
100 лб внимание

2. Постановка задачи

Чтобы наше путешествие было, интересным, вы должны знать сложение и вычитание чисел в пределах 100, умножение двух и трех.

3. Упражнение по теме урока.

Учитель. Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Детали корабля смотри приложение 2.

Построить корабль, пользуясь чертежами. Чертежи смотри приложение 3.

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Дети. При построении космического корабля мы пользовались треугольниками, кругом, квадратом, прямоугольником (четырехугольником).

Учитель. Корабль готов. Теперь по ступенькам нужно подняться к ракете.

Математическая эстафета по экипажам – выигрывает та команда, которая, решив все примеры, поднимается по лестнице, изображенной на доске.

По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись.
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.

Работа в тетради.

Учитель. Откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите число. Для самопроверки используйте игру “Крестики-нулики” (ответы фиксируются “+” и “-”).

Арифметический диктант (с последующей проверкой).

  1. В зале в первом ряду сидели 20 человек, а во втором на 5 человек меньше. Сколько человек во втором ряду?
  2. В одном доме 48 квартир, а в другом – 60 квартир. На сколько меньше квартир в первом доме?
  3. К Ане на день рождения пришли 12 детей. Среди них 7 девочек. Сколько мальчиков?
  4. Когда построили 12 этажей дома, осталось построить 8 этажей. Сколько этажей будет в этом доме?
  5. В классе 30 стульев, а в столовой на 12 стульев больше. Сколько стульев в столовой?
  6. В классной библиотеке было 18 книг, 9 книг взяли прочитать. Сколько книг осталось в библиотеке?

Проверка.

Ответы детей: 15, 12, 5, 20, 42, 9.

Учитель. На какие группы можно разделить эти числа?

Дети. Однозначные, двузначные, круглые.

Инструкция: подчеркнуть одной чертой однозначные числа и двумя – двузначные.

Учитель. Мы совершили витки вокруг Земли. Теперь полет на Луну.

Работа по карточке. Смотри приложение 4.

Учитель. Что можно сделать с этими отрезками?

Дети. Измерить. Сравнить.

Учитель. Какой длины отрезки?

Дети. Длина зеленого отрезка равна 9 см. Длина красного отрезка равна 7 см. Длина синего отрезка равна 4 см.

Учитель. На сколько сантиметров зеленый отрезок длиннее красного?

Дети. Длина зеленого отрезка длиннее красного на 2 см.

Учитель. На сколько сантиметров синий отрезок короче красного?

Дети. Синий отрезок на 3 сантиметра короче красного.

Учитель. Какой отрезок самый короткий.

Дети. Синий

Практическая работа.

Начертить отрезок АВ, длина которого 1 дм 2 см и отрезок ДС на 5 см короче.

Учитель. Чему равна длина отрезка ДС?

Дети. Длина отрезка ДС равна 7 см.

Учитель. Прощай, Луна. Вперед к Деймосу. На борт корабля поступили какие-то радиограммы. Вам нужно разгадать эти загадочные цифры. Ответ – ключ к радиограмме.

Групповое решение.

8+7= 2·8= 17-8= 6 – и
3·3= 26-8= 3·9= 27 – е
12-6= 2·7= 3·5= 12 – а
2·5= 3·4= 2·9= 16 – п
36-24= 16+8= 30+6= 18 – 0
39-30= 3·7= 60-50= 14 – с
3·2= 8+4= 3·6= 15 – в
19+8=   6+7= 24 – д
    3·3= 9 – н
    2·6=  21 – к
      10 – м
      36 – з
      13 – ж

Учитель. Наша телеграмма следующего содержания: "Внимание! Посадка невозможна".

Действительно страшно. Да, я совсем забыла вам сказать: если перевести с греческого языка название спутников Марса, то получатся слова “ужас” и “страх”.

Физминутка

Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро, все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.

Учитель. Что же, тогда попробуем совершить посадку на Марс.

Работа по учебнику.

Дети выполняют задание самостоятельно. Анализ проводится, используя схему. При проверке объяснить выбор действия (можно использовать наборное полотно “Задача требует”).

+

сложение

  1. Найти сумму
  2. Увеличь число на несколько единиц.
  3. Найти уменьшаемое.
-

вычитание

  1. Найти остаток.
  2. Уменьшить число на несколько единиц.
  3. Узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого.
  4. Найти слагаемое.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Оцените свои знания. Чего у вас больше: крестиков или нуликов? Во время путешествия за нами наблюдали звездочки, и что-то скажут вам. Для этого нужно прочитать числовое выражение и найти его значение на звезде.

Работа в парах.

(93-31)+17= (15-8)·2= (20-17)·4=
(60-15)+7= (58+5)-23= (50-24)+40=
(78+6)-20=    

Взаимопроверка.

79, 52, 64, 14, 40, 12, 66.

Молодцы!

Учитель. Да, вы действительно молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. В подарок вам ракеты-закладки.

Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!

Марсиане приготовили нам задание. Только если мы его выполним, сможем вернуться на Землю.

Математическая цепочка.

Этот русский ученый родился в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрологом. Кто он?

70-27+40-5+8-10= *

Менделеев – 43
Ломоносов – 76
Попов – 85

Учитель.

Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.

Спасибо за работу!

Командирам экипажей доложить о прохождении полета и дать оценку работе экипажа (подсчет жетонов).