Технологии обучения английскому языку в сельской малокомплектной школе

Разделы: Иностранные языки


Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества.

Исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема их уровня, педагогический коллектив под руководством заместителя директора по учебной части Николаевой И.Ф. с 1994 года проводит систематическую работу по изучению и внедрению современной образовательной технологии. С 1994-1995 учебного года школа начала работу по технологии КСО (ДЕМСОС - Демографической системы обучения по способностям) по предметам  география, история, якутская литература, биология, английский язык.

КСО - это коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО - это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

Приемы и методы КСО:

  • Взаимные диктанты в парах сменного состава
  • Разучивание стихотворений
  • Работа в парах сменного состава по карточкам
  • Методика М.Г. Булановской
  • Взаимообмен заданиями (ВОЗ)
  • Методика работы по вопросникам
  • Методика Ривина А.Г.
  • Сотрудничество учащихся "по вертикали"
  • Педагогика сотрудничества и "погружение"

В нашей школе в начале работы по КСО в первую очередь перед каждым учителем ставились вопросы, как привить интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика. Проводились различные семинары, практические занятия, открытые уроки.

После анализа работы за четыре года по технологии КСО учителя убедились в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся и с 1998 года концепцией развития школы определена стратегия сильных изменений, затрагивающих структуру, содержание, способы и формы организации работы в школе. Введен пятидневный сетевой график обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют сельской малокомплектной школе. Школа стала настоящей творческой лабораторией, ведущей разработку педагогической технологии.

Следующей задачей нашей работы является переход к обучению в разновозрастной группе в III ступени. Организационной основой школы должен стать не одновозрастной класс, как это имеет место при классно-урочной системе (КУС), а разновозрастное образовательное объединение. Разновозрастной образовательный коллектив в перспективе может перейти к самообразовательному.

Разновозрастная учебная группа (РВГ) формируется для организации самообеспечивающегося самообслуживающегося коллектива из X и XI классов для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в учебном процессе.

Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками (Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящая карточка, обратная методика Ривина). Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.

Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате, ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.

После анализа работы за четыре года по технологии КСО учителя убедились в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся и с 1998 года концепцией развития школы определена стратегия сильных изменений, затрагивающих структуру, содержание, способы и формы организации работы в школе. Введен сетевой, пятидневный график обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют для сельской малокомплектной школы. Школа стала настоящей творческой лабораторией, которая ведет разработку педагогической технологии. Повысились показатели школы на олимпиадах и поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.

Изучение английского языка в условиях коллективных занятий

Когда расширяются международные сотрудничества, улучшаются деловые контакты в области внешнеэкономических и культурных связей, английский язык сегодня, в большей мере, стал средством жизнеобеспечения общества.

Основным принципом современной методики преподавания иностранных языков является коммуникативная направленность обучения, а именно в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке: говорить, понимать на слух, общаться как устно, так и письменно.

В нашей школе английский язык изучается с 5-го класса по 2 часа в неделю.

В своей работе на уроках английского языка использую приёмы и методы коллективного способа обучения, разработанные профессором Красноярского университета повышения педагогического мастерства В.К. Дьяченко, пользуюсь адаптивной системой обучения А.С.Границкой и в некоторых классах - приемами интенсивного метода обучения.

Задача учителя на раннем этапе обучения иностранному языку - не только сформировать умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развивать самостоятельность, расширить кругозор, воспитать интерес к предмету. Как сделать этот процесс интересным и творческим, как создать атмосферу увлеченности и снять усталость у детей? Ответ на все эти вопросы - организация коллективных занятий.

На первых уроках в V классе, при заучивании лексико-грамматических структур типа ”What is your name? - My name is Misha” организую работу в парах сменного состава, в так называемой “вертушке”. Уроки у нас спаренные и возможность двигаться снимает утомляемость, переход от одного партнера к другому делает процесс повторения одной и той же структуры ненавязчивым, кроме того, способствует прочному усвоению языкового материала.

Когда приступаем к обучению правил чтения, в первую очередь, знакомлю со знаками транскрипции. После объяснения чтения гласных букв под ударением и диграфов, каждому ученику раздается карточка с основными правилами чтения. Ученики начинают работать в паре, один ученик сдает учителю чтение, потом становится “учителем” и учит своего партнера. Такую работу можно провести и парах сменного состава. Кроме того, при чтении использую упражнения из системы В.Н. Зайцева:

  1. Многократное чтение.
  2. Чтение в темпе скороговорки.
  3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Когда у учащихся сформируются навыки чтения, организую взаимообучение при работе с новой лексикой в парах постоянного и сменного состава по карточкам взаимообмена заданиями: от прочного усвоения лексики зависят дальнейшие речевые умения учащихся.

Обучение лексике - сложный и многогранный процесс, который можно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа разрабатываются алгоритмы работы учителя и ученика. Каждый в классе становится учителем и учеником.

Первым этапом является семантизация (объяснение значений) новых слов, которая проводится учителем традиционно (с помощью наглядности, толкования, перевода и.т. д.)

На втором этапе, после хоровой отработки введённой лексики учащимся раздаются карточки с новыми словами и транскрипцией для работы в парах сменного состава по алгоритму.

Индивидуально:

  1. Получи карточку.
  2. Прочти новое слово, его транскрипцию и перевод.
  3. Прочти новое слово учителю.
  4. Запомни слово.

Работа в паре:

  1. Помогите друг другу запомнить новые слова (ученик читает новые слова, другой повторяет за ним несколько раз, обращайте внимание на правильное произношение.)
  2. Поменяйтесь карточками. (Проделайте ту же работу с карточкой второго ученика.)
  3. Перейди к следующему партнёру. (Работай с ним по той же схеме.)

На третьем этапе проводится также работа в парах сменного состава по алгоритму, но отрабатываются новые слова уже в словосочетаниях и предложениях. Здесь можно использовать различные организационные формы - “вертушки”, “ручейки”.

На завершающем этапе в работе с лексикой проводится контроль орфографических навыков по методике взаимодиктанта. Учащимся раздаются карточки с новой лексикой, работают в парах, поочередно выступают то в роли учителя, диктуя содержание карточки, а затем, осуществляя взаимопроверку: сперва без опоры на образец написания, затем - с опорой. Карточки могут быть как на английском, так и на русском языке, проверяется не только орфография, но и правильный перевод слов. Методика взаимодиктантов способствует развитию орфографических навыков, памяти, внимания, слухового восприятия.

Теперь познакомлю с основными моментами метода Ривина. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает по частям, по абзацам в парах сменного состава. Каждый в начале работает по такому алгоритму:

  • самостоятельно читает.
  • самостоятельно пересказывает.
  • идет к другому.

Для проработки абзаца или темы или блока учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает и озаглавливает абзац. Название первого абзаца записывают в тетрадь, таким образом, помогают друг другу разобраться в абзаце. Для проработки своего нового абзаца, темы блока учащийся идет к новому напарнику, пересказывает содержание II абзаца, вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает. И так работает до конца темы, затем берет новую тему и прорабатывает тем же способом.

Как сторонник КСО, я могу сказать, что приемы и методы коллективного способа обучения способствует непрерывному общению детей и позволяет вовлечь в учебный процесс одновременно всех учащихся класса, также технология помогает расширить речевую практику.

В своей работе практикую матричный и сетевой планы по А.С. Границкой. Таким образом, спланирую все уроки (цепочку уроков) на четверть, указав, какие тексты будут изучены, какие упражнения будут выполнены при коллективной работе одновременно со всеми учащимися и какие упражнения могут быть выполнены и проверены самостоятельно, какие виды работы будут выполнены устно в парах, сколько времени учащиеся будут говорить в парах сменного состава.

В результате такого распределения вида деятельности появляется возможность построить сначала матричный, затем сетевой план.

Содержание сетевого плана излагается учащимся: что сделать, как сдать, кому сдать. Выполнение плана учитывается в открытом графике самоучёта. В графике самоучёта наверху пишутся задания для самостоятельной работы, а выполнения отмечаются знаком “плюс” самими учащимися разным цветом в зависимости от полученной оценки при ответе товарищу. Если они после ответа учат и принимают эту же тему от товарища, то поставленный знак “плюс” округляется.

Итак, адаптивная система - это система организации учебного процесса, которая призвана устранить недостатки в организации традиционной системы обучения, обеспечив максимальную индивидуализацию обучения и высокую эффективность учебного занятия.

Кроме этих выше отмеченных методов, при решении поставленной перед учителями проблемы быстрого и эффективного обучения овладению иностранными языками, наиболее подходящим является интенсивная методика обучения иностранного языка.

В своей работе в некоторых классах пользуюсь методом и приемами интенсивного обучения. Как это делаю? Обычно в начале составляю полилог с разными ситуациями. Например, “Знакомство”, “Встреча друзей”, “Такси”, “У билетной кассы” и. т. д. Сперва проигрываю все реплики текста за каждого участника и перевожу пофразно на русский язык. Учащиеся только слушают. Затем предъявляю полилог во второй раз, отрабатываю отдельные слова и фразы, которые могут представлять определенную трудность в произношении. При этом использую приемы:

  1. “Поезд”- учащиеся встают друг за другом, шагают гуськом вначале медленно, затем с нарастающим темпом, проговаривая слово, словосочетание или даже фразу. Этот прием хорошо использовать при разучивании стихотворения.
  2. “Люлька” или “Эхо” - первый ученик говорит тихо, второй - нормально, третий - громко.
  3. “Скандирование”- учащиеся двигаются по кругу, выбрасывая руку вверх, скандируют проговаривая слово.
  4. “Толпа”- ученик подходит к любому из класса и задает вопрос из полилога, который тренируется в данный момент.
  5. Дальше тренировка фраз методом “Ручеек”, учащиеся становятся в две линии лицом друг к другу. При этом ученики друг против друга - партнеры. Например, в полилоге “Знакомство” ученики на первой линии играют роль местного, на второй линии- роль приезжего. После окончания полилога учитель хлопком дает понять, что партнеры меняются, т. е. учащиеся перемещаются по кругу. Это дает возможность ученику проговорить фразы обеих сторон диалога много раз.

Когда учащиеся хорошо освоят полилог, можно изменить ситуацию. Используя тот же полилог “Знакомство”, мы проводим пресс-конференцию. Здесь один или два ученика становятся иностранцами, а остальные -журналисты.

При обучении грамматике английского языка составляю вопросники и опорные конспекты по темам. Для тренировки грамматического материала заготавливаю отдельные слова, складываю их в конверт, и учащиеся соревнуются, кто быстрее составит из слов предложение. Еще можно на конверте написать задание: определить вид и форму сказуемого или определить степень сравнения прилагательного и. т. д.

Также, при изучении грамматического материала учащиеся выполняют тесты, упражнения и обязательно после окончания работ дается образец правильного выполнения, и ученики сами проверяют по образцу свою работу.

При лексической разминке игра с мячом способствует успешному запоминанию слов и может служить физической разминкой в середине урока. Я называю слово на русском языке и бросаю мяч ученику, который дает английский эквивалент и возвращает мяч.

Тренировку слов также можно проводить с помощью игр: “Моей бабушки сундук”, “портфель моего друга” и. т. д. Игру начинает учитель или ученик: ”I packed my grandmother’s truck with blouses”, второй человек продолжает: “I packed my grandmother’s truck with blouses and skirts” и. т. д. Фраза нарастает словами, как снежный ком.

В конце каждой четверти во всех классах проводятся разноуровневые контрольные работы.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование новых технологий как КСО, АСО, интенсивный метод на уроках английского языка доставляют учащимся и учителю удовольствие.

При коллективном способе обучения для формирования способности к самообразованию возможностей больше. Способность к обучению других - это дополнительное проявление самостоятельности, традиционная школа это даже не планирует.

Технология КСО предполагает объединение усилий ученика и учителя в обучении. Занимаясь по технологии КСО, школьник приходит на занятия не только учиться, но и учить других. Своим коллегам советую использовать в работе новейшую педагогическую технологию “ДЕМСОС” (КСО).

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

Мы убедились в том, что прав В.К.Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них - к знаниям и опыту всего человечества”.