Опыт работы на тему: "Неполная семья как фактор влияния на девиантное поведение ребенка"

Разделы: Социальная педагогика


Семья - малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью. Супружеская семья может вливаться в родительскую или же обособляться от нее.

Традиционные и нетрадиционные формы семьи

Формы образования супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития, Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В большинстве случаев общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака, в прошлом церковная, теперь- гражданская. На протяжении большей части истории человечества был распространен тип брачности, характеризовавшийся сравнительно ранними браками, когда значительная часть поколения начинала супружескую жизнь в молодом возрасте. Другая черта этого типа брачности - всеобщность брака: в брак вступали практически все представители каждого поколения, за исключением тех, кто вынужден был оставаться вне брака по состоянию здоровья. Безбрачие осуждалось общественным мнением, хотя и существовали определенные социальные группы, сознательно отказывавшиеся от брака (монашество).

Чем отличается брак от внебрачной связи? Прежде всего тем, что целью брака является создание семьи с детьми или без них. Брак - это не только сексуальный но и хозяйственный союз. Супруги, как правило проживают вместе. Имеют место и случаи раздельного проживания, но оно обычно носит временный характер и связано с отъездом одного из супругов на работу или учебу, с временным отсутствием жилья либо с конфликтами между мужем и женой. В последнем случае раздельное проживание часто является промежуточным этапом между браком и разводом

В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации - моногамия и полигамия. В случае многоженства и многомужества правильнее говорить о том, что мужчина или женщина состоят одновременно в нескольких браках.

Существует полная семья (родители с ребенком) и неполная семья с ребенком, в которой отсутствует один из родителей. Неполные семьи возникают вследствие развода супругов. В результате этих причин воспитанием ребенка занимается один из родителей, чаще - мать. К сожалению, число неполных семей возрастает.

Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей: отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок иногда лишен возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности. Ребенок, который вырос в неполной семье, часто повторяет негативный родительский опыт в собственной семье.

Среди исследователей семейных отношений распространено положение о более низком воспитательном потенциале семей с одним родителем по сравнению с обычными, в результате чего они чаще, чем полные, не обеспечивают детям нормальной адаптации. Аргументируя подобную точку зрения, и теоретики, и практики приводят данные о проблемах поведения у детей из неполных семей; о более низкой успеваемости и слабо развитом стремлении к достижениям; о повышенном детском аморализме и преступности в неполных семьях; о более высоком уровне конфликтности отношений между матерью и детьми.

В трудах исследователей все семьи с детьми, находящимися на попечении одного родителя, часто объединяются под единым термином “неполная семья”. Между тем данная группа включает в себя: семьи, потерявшие кормильца, одиноких матерей, разведенных, находящихся под следствием и осужденных родителей, а также семьи прародителей с внуками. В каждом типе семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания. Результаты исследований сведены в таблицу.

Особенности реакции категорий неполных семей на социальные раздражители

Результаты собственного социологического исследования по классам и по школе в целом.