Урок риторики. 1-й класс. Тема: "Речь - средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  1. В доступной форме раскрыть значение речи как важнейшего средства общения: дает возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями: радостью, восторгом, печалью.
  2. Познакомить с понятием “риторика”.

Оборудование. Книга “Детская риторика в рассказах и рисунках”, цветные карандаши, сборник стихов А. Барто.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово

- Ребята! На уроке курса “Риторики” мы будем учиться общению с товарищами, со взрослыми, будем говорить так, чтобы окружающие всегда нас понимали.

- Что такое речь?

Вывод. Речь - это способность говорить. При помощи слов мы передаем свои мысли. Народная мысль гласит: “Слово дано человеку, животным - немота”

- Прослушайте стихотворение “Е. Тарковской “Где овечка без хвоста?”

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
Эй, Буренка, здорова!
Не видала ль ты, корова.
Где овечка без хвоста?
Но корова эти речи
Не понятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: “Му!”
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты, овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: “Гав!”
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок.
Где овечку без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он поблеял нежно: “Бя!”

Затем Ваня повстречал коня, усатого кота, за котом - потом попугая и, наконец, мальчика, который и помог найти овечку:

- Мы с тобой такие речи
понимаем человечьи.
Я в ответ могу:
-“Вон овечка - на лугу!”

Беседа.

- Почему животные не могли помочь Ване?

- Что это за слова: “гав”, “му”, “бя”?

- Кто помог Ване? Почему?

- Что же такое речь?

- Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово РЕЧЬ? (Слово, речь).

- Для чего людям нужна речь?

Прослушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Она называется “Пали один на свете”

- Заинтересовала вас эта история?

- Почему вначале Пали был очень недоволен, что остался один?

- Отчего же потом ему стало так плохо на свете?

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить. Поделиться своими горестями и радостями.

Работа по учебнику.

Дети находят на с.2-3 рисунки, которые соответствуют настроению мальчика - радостному и грустному. Раскрашивают их определенными красками, т.е. цветом передают настроение, эмоциональное состояние героями услышанной истории.

Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую науку, которая называется РИТОРИКА. Это не просто древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Учить говорить (как): отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, умело, искусно.

- Итак, риторика учит искусно говорить. Слово “риторика” происходит от греческого слова “говорю” (лью, теку), а слово “ритор” на греческом языке означает красноречивого человека.

Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов:

“Риторика есть наука…красно говорить и писать… Кто сей науке искусен, тот называется ритор”.

Речевая разминка.

Дети встают в круг и, перекидывая друг другу мяч, говорят вежливые слова.

Анализ речевых ситуаций.

Я хочу рассказать вам об одном мальчике, который ведет удивительные разговоры. Послушайте и подумайте, о чем он говорит? Почему?

Разговоры.

Хорошо говорить по субботам
В зоопарке - с бегемотом.
А еще хорошо вечерами
Заводить разговор - с комарами.
И болтаю со спящей кошкой…
Нарешаюсь задач - и нередко
Разговор завожу….с табуреткой,
Или, скажем со шкафом в прихожей -
Не всегда, но беседую тоже…

Обобщение.

- Наверное, у мальчика нет друзей, ему очень скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими странными собеседниками. Но ответ от них не получает. Грустно! Но однажды произошло вот что:

Наш сосед по квартире - Антонов-
Позвал меня вежливым тоном:
-У меня к тебе просьба по дружбе…
Отношения выяснить нужно
С глупой вещью… .В прихожей есть ящик.
Сколько будет он гвозди таращить,
Раздирать мне штаны и рубашки?!
…Взял я в руки железные клещи
И пошел разговаривать с вещью.
Преспокойно - без крика и злости -
Взял и вынул из ящика гвозди.
Ящик крякнул… и вдруг - развалился.
А довольный сосед - веселился!

- Как вы думаете, изменилось ли настроение у мальчика после разговора и общения с соседом? А теперь послушайте, как об этом говорит сам мальчик.

Было очень приятно с соседом
провести деловую беседу.
Пусть Антонов чуть-чуть улыбался -
Все равно разговор состоялся.
Пусть не очень серьезный, понятно,
Говорить с человеком - приятно!
Не с диваном, не с креслом тяжелым -
С человеком - живым и веселым.

- Конечно, каждому человеку обязательно нужно общение себе подобным - с человеком.

А.Барто. “Я люблю ходить вдвоем”

Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем- нибудь.
Я люблю кричать: “Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..”
И с обрыва, с высоты
Я зову: “Ау! Где ты?
Погляди с обрыва.
Как вокруг красиво!”
Я один брожу в лесу..
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Я один….
Мне красотой
Поделиться не с кем.

- Почему стихотворение так называется?

- Когда не с кем поговорить о том, что видел, не с кем “поделиться красотой”, не с кем разделить свое чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.

- Всегда ли вам удается поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем-нибудь (мамой, папой, другом)? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было?

Вывод.

- Речь нам нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувсвами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже невозможно.

Самостоятельная работа.

По картине учебника на с.4-5 дети определяют, от кого пришло письмо.

Чтение письма.

- “Напишите” письмо Федору и его друзьям в рисунках. Нарисуйте, как вы проводите время после занятий в школе, каким интересным делом занимаетесь, расскажите о каком-нибудь забавном случае.

Закрепление.

- Чему обучают на уроке риторика?

- Закончите определение: “Риторика - это наука….”

- Какие синонимы можно подобрать к слову риторика? (Красноречие)

- Кого называют ритором?

Итог урока.