Цели:
- развивать умение анализировать, рассуждать, развивать речь, иллюстрировать законы диалектики, такие как противоречие, качество и количество, возможное и действительное; приучать фантазировать;
- воспитывать положительное отношение к учебе, умение сконцентрировать внимание и быстро включиться в работу, доброжелательное отношение к одноклассникам.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- А какой праздник приближается? (Новый год)
- Что происходит на этом празднике?
Игра – это не только удовольствие. С ее помощью мы развиваем внимание, память, мышление, воображение, т.е. то, что необходимо в дальнейшей жизни.
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Тема сегодняшнего урока так и называется: “Игры на развитие логического мышления”. А что такое логическое мышление? (Умение рассуждать, доказывать последовательно, по порядку).
II.
Игра “Наоборот” (развитие умения выделять противоположности)
сильный - грустный - счастливый - счастье - ласковый - смелый - правда- красиво - опрятный - умный - горячий - тупой - большой - |
толстый - старый - живой - пустой - легкий - чистый - ребенок - холодильник - лед - силач - артист - трус - девочка - |
- Приведите свои примеры
III.
- Ребята, а кого мы можем увидеть на Новогоднем маскараде? (Животных, птиц, сказочных героев).
- Я предлагаю вам сейчас поиграть в “Палитру”:
- Найдите названия птиц и животных, которые спрятаны в ней?
- Что для этого нужно помнить? (Пользоваться направлениями, показанными в верхнем углу карточки).
- Я даю вам 5 минут. Кто больше слов найдет за это время?
Итак, каких же животных и птиц мы можем увидеть на празднике? (Дети перечисляют).
- А кем вы будете на маскараде?
IV.
- Послушайте задачу: “На маскарад Саша, Сергей и Миша оделись в костюмы животных. Они изображали волка, льва и слона. Все они учатся в разных классах (кто-то во втором, кто-то в третьем и кто-то в четвертом).
Определите, кто во что был одет с учетом следующих фактов:
- Мальчик, одетый в костюм волка, задумал кувыркаться на лестнице. Но его остановили Сергей и мальчик, наряженный в костюм слона.
- “Лев” на один класс старше Саши, но на один класс младше “Слона”.
(Развитие логического мышления) Приложение 1.
Ответы детей.
V. Физ. Минутка. “Поиграем”
- Показываю человечков, которые выполняют различные упражнения. Вы должны их повторить.
VI.
- Ребята, кем мы с вами являемся? (Частью природы). Давайте поиграем в игру “Целое-часть. Часть- целое”.
По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.
1. Автомобиль - колесо;
ружье -
а) стрелять
б) курок
в) оружие
2. копейка - рубль;
рукав -
а) пришивать
б) пуговица
в) рубашка
3. гитара - струна;
глаз -
а) зрачок
б) голова
в) нос
4. вишня - косточка;
рак -
а) клешня
б) рыба
в) река
5. страница - книга;
лепесток -
а) пчела
б) утро
в) цветок
6. театр - сцена;
дом -
а) улица
б) квартира
в) строить
7. палец - рука;
ноготь -
а) палец
б) ножницы
в) коготь
8. ботинок - шнурок;
ремень -
а) брюки
б) пояс
в) пряжа
9. устье - река;
мачта -
а) корабль
б) море
в) дерево
10. панцирь - черепаха;
ступенька -
а) строитель
б) лестница
в) подниматься
Приведите свои примеры
(Умение анализировать развитие логического мышления)
VII. Игра “Хорошо – плохо”.
- Отгадайте загадку:
Белая скатерть всю землю покрыла (Снег)
- Что хорошо, а что плохо?
Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне)
- Что хорошо, а что плохо?
(Развивает речь, фантазию, учит рассуждать, иллюстрировать некоторые законы диалектики, такие как противоречие, возможное и действительное, анализ окружающего мира)
VIII.
-Мы говорили об узорах на окне, которые рисует мороз. А хотели бы вы рисовать?
Раздаю альбомные листы с нарисованными силуэтами животных. Нужно дополнить рисунки. (Дети рисуют)
- Давайте устроим выставку рисунков. Легко ли вам было рисовать?
- Какие трудности были?
Для того чтобы научиться правильно и быстро рисовать, художники предлагают рисовать по клеткам. Попробуем выполнить и такое задание: I вариант - уменьши поросенка в три раза; II вариант – увеличь лошадку в два раза.
- Получилось? Молодцы.
Вывод:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что больше всего?
- Чему хотели бы еще научиться?
Литература:
1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие
творческих способностей. М.: “Аст-Пресс”, 1999.
2. Нестеренко А.А. Страна загадок.
Ростов-на-Дону,1993.
3. Путешествие в Сообразилию. М.: НПО “Алта”,1995.
4. Сухинин И.Г. Новые 600 загадок – 90 кроссвордов.
СПб.,1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маскарад