Ролевая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся

Разделы: Иностранные языки


Ролевые игры широко применяются в разных областях знаний: экономике, социологии, театроведении и т.д. Они используются для подготовки специалистов к практической деятельности, т.к. наиболее полно отвечают задаче выработки профессионально-ориентированных или речевых умений в процессе действия, в результате решения самим субъектом самых различных проблемных задач. В процессе подготовки специалистов игра является своеобразной формой имитационного моделирования взаимодействия партнёров по общению в условиях будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают и совершенствуют профессионально-ориентированные умения.

В процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка. Построенная по этому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствует формированию прочных умений и навыков. Ситуация ролевого общения может лишь в том случае явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо раскрыть социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

Проведение ролевой игры требует подготовительной работы: изучения материала, на базе которого будет создана ситуация, подбора рисунков, плакатов, проведения подготовительной языковой тренировки. В ходе такой подготовки используются упражнения, которые тоже могут носить ролевой характер. Большую роль в подготовке играют чтение, аудирование, использование диалогов, интервью, дискуссий, критическая оценка изученного материала.

В ролевой игре большое место занимает импровизация, следовательно, лучше проводить её на заключительном этапе изучения темы.

Для успешного проведения ролевых игр необходимыми условиями являются:

а) ситуативно-обусловленный выбор языковых конструкций с учётом социокультурной специфики общения (речевые формулы приветствия, обращений, благодарности, просьбы и т.д.);
б) владение интонационными моделями, выражающими эмоции (радость, удивление, печаль и др.), с целью реалистического
исполнения ролей;
в) понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить. Эти условия должны быть учтены при подготовке ролевой игры.

Ролевые игры не только вызывают большой интерес у учащихся на разных этапах обучения, они видят в них большую практическую пользу. Ролевые игры дают возможность овладения устными формами иноязычного общения в различных ситуациях, наглядно демонстрируя пути и возможности практического применения полученных знаний. Успешность проведения ролевой игры во многом зависит от регулярности проведения такого вида работы. Чем раньше начинается социальное общение, тем выше готовность к нему учащихся.

Несмотря на частое использование термина “ролевая игра”, нет единства взглядов на него. Иногда под “ролевой игрой” понимают разыгрывание коротких сценок, дискуссии на свободную тему, чтение по ролям, инсценировку текстов, постановку одноактных пьес и т.д. Даже если эти виды работы включают актёрскую игру, это не ролевая игра. Ролевая игра предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. При этом развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры.

Для чего нужна ролевая игра?

  1. Ролевая игра позволяет обыгрывать на иностранном языке самые разные ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях.
  2. Ролевая игра ставит учащихся в положение, когда им необходимо использовать и развивать речевые навыки и умения, без которых общение затруднено, наглядно показывает, что общение не просто передача информации, наглядно демонстрирует, как в речи проявляется социальный аспект общения.
  3. Для многих проигрывание той или иной роли является подготовкой к использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни.
  4. Ролевая игра помогает многим учащимся раскрепоститься. Она даёт им “маску”, “надевая” которую, они действуют, как какие-то другие люди. Это важно, поскольку некоторые ученики могут испытывать затруднение, действуя от своего имени.
  5. Одной из очень важных особенностей ролевой игры является её занимательность. Учащиеся получают возможность максимально использовать своё воображение. Разумеется, это не приводит автоматически к улучшению знаний, но очень помогает в учёбе.

В целом, ролевые игры стимулируют учащихся к работе над языком, к свободному владению языком и повышают мотивацию.

Проведению ролевой игры обычно предшествует большая подготовительная работа. Современные учебники, используемые в школе, дают возможность проработать базовые тексты, овладеть лексикой, грамматикой, речевыми оборотами и дают немало упражнений, позволяющих вводить элементы ролевой игры.

На начальном этапе обучения эффективным является составление и драматизация диалогов на основе изученного материала. Во втором классе при изучении темы “Игрушки” учащиеся, освоив лексику, умея уже правильно составлять вопросы, естественно реагировать на них, выражая простые по форме оценочные суждения (‘Great!’, etc.), составляли диалоги на тему “Покупаем игрушки” примерно такого содержания:

Ученик:

(входя в магазин) Добрый день.

Продавец:

Добрый день.

Ученик:

Я бы хотел купить игрушку.

Продавец:

У нас много игрушек. Вы бы хотели купить мишку?

Ученик:

Нет, спасибо. У меня есть мишка. У Вас есть кот?

Продавец:

Да. И очень красивый.

Ученик:

У Вас есть черный кот?

Продавец:

Пожалуйста.

Ученик:

Мне нравится эта игрушка. Сколько она стоит?

Продавец:

Два фунта.

Ученик:

Вот, пожалуйста, деньги.

Продавец:

Вот Ваша игрушка.

Ученик:

Спасибо. До свидания.

Продавец:

До свидания

Возможное развитие диалога: Встреча с другом.

Друг:

Привет.

Ученик:

Привет.

Друг:

Это твоя новая игрушка?

Ученик:

Да, я люблю игрушки.

Друг:

Я тоже люблю игрушки. Твой кот красивый.

Ученик:

Мне он тоже нравится. У меня много игрушек. Ты любишь играть?

Друг:

Да, очень.

Ученик:

Приходи после школы поиграть моими игрушками.

Друг:

Хорошо. Пока.

Ученик:

Пока.

Использовались картинки и игрушки, совершались действия, но в силу небольшого языкового опыта в игре одновременно активно участвовали два человека, остальные ученики были слушателями. Здесь есть признаки ролевой игры: учащиеся сами выбирают предмет обсуждения, строят и развивают диалог с учётом форм общения: покупатель – продавец, покупатель – друг. Такого рода диалоги, основанные на изученном материале, дают возможность использовать знания в конкретной обстановке и правильно строить речевое поведение с разными людьми на основе норм вежливости.

Элементы ролевой игры можно включать в разные упражнения и в разных классах, на разных уровнях обучения. Чем раньше учащиеся начинают знакомиться с такими приёмами, чем больше они ими овладевают, тем легче они включаются в собственно ролевую игру и в дальнейшем лучше ориентируются в жизненных ситуациях.

Большие возможности даёт ситуация “В магазине”. Можно использовать различную тематику, а сама ситуация ученикам знакома в силу их социального опыта и не вызывает затруднений. При изучении темы “Одежда” (учебник IV класса И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой) была проведена игра “Покупаем одежду”. Были распределены роли: продавец, покупатель, друг, помогающий выбрать одежду.

Использовались картинки, изображающие одежду. Разговор начинался со встречи друзей, вместе шли в магазин, здоровались с продавцом, излагали цель визита, сообщали нужный размер, спрашивали, можно ли примерить, где примерочная, подходит выбранная вещь или нет. Друг одобрял или не одобрял вещь, давал советы. Совершалась покупка, друзья прощались и уходили из магазина. Группа делилась на 3-4 части, роли выбирались самостоятельно, учитель выступал в роли наблюдателя, иногда включаясь только в процесс подготовки игры на заключительном этапе: одобряя, стимулируя, давая советы. Этому предшествовала подготовка - базовые тексты, диалоги и упражнения в учебнике, овладение лексикой и необходимыми речевыми оборотами. Большое значение имеют подготовительные упражнения. Чем более разнообразные ситуации используются при подготовке, тем легче учащиеся справляются с ними в ролевой игре.

При работе над темой “Дом” (учебник для IV класса И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой) учащиеся выполняли такие задания: рассказать о доме от имени Питера Грея, миссис Грей, мистера Грея, домовладельца, соседа, хотя в рассказе только два персонажа - Питер и его мама. Учащиеся рассказывали о доме, давая оценку, выражая своё отношение к условиям и своё мнение о реакции других людей. Другое задание - дать рекламное описание дома на картинке (по выбору) с целью продажи или сдачи внаём. После того, как было зачитано рекламное объявление, несколько учащихся “звонили” по указанному телефону, задавали “владельцу” уточняющие вопросы, договаривались о том, когда можно осмотреть дом и потом, возможно, купить или снять его.

В седьмом классе при изучении темы “Экология” (учебник О.В. Михеевой и И.В. Афанасьевой) была проведена ролевая игра “Конференция по проблемам окружающей среды”. После изучения материала учебника были изготовлены плакаты в защиту окружающей среды, сделаны сообщения по проблемам экологии в Перми и Пермской области. Перед проведением конференции были распределены роли: председатель конференции, 2 бизнесмена, по-разному относящиеся к вопросам экологии, врач, журналист, пишущий на экологические темы, член организации “Гринпис”, представитель местной администрации, учитель, лесник, старожил. Роли распределялись по желанию, перед началом игры каждый ученик заранее наметил план выступления и вопросы, которые он задаст участникам конференции, как будет сам отвечать на вопросы. Председатель открыл конференцию, официально представил участников, очертил круг вопросов, которые должны рассматриваться, и предложил принять решение конференции. Дальше последователи выступления участников, задавали вопросы, завязывались дискуссии. Например, позиция представителя Гринписа была очень категоричной. Он требовал немедленного закрытия завода, загрязняющего окружающую среду, но представитель местной администрации и местный житель возражали ему, что такое поспешное решение приведёт к безработице; врач рассказывал о влиянии загрязнения на здоровье людей, лесник - о состоянии леса и его обитателей и т.д. В итоге было принято решение конференции об улучшении состояния окружающей среды, о мерах, которые необходимо принять и о регулярном информировании населения о состоянии дел.

При проведении этой ролевой игры был использован местный материал, (местные газеты), передавалось содержание некоторых публикаций. В игре были задействованы все учащиеся группы, и каждый имел и реализовал возможность высказаться, используя изученный материал и развивая свои мысли, ставя свои вопросы и защищая свою точку зрения.

Похожая ролевая игра проводилась по теме “Средства массовой информации” (на базе учебника для VIII класса В.Н. Богородицкой и Л.В. Хрусталёвой). После изучения темы был проведён круглый стол на тему “Средства массовой информации, их роль и перспективы развития”. Роли распределяли сами учащиеся по желанию, в соответствии со своими интересами: представители радио, местного и центрального, работники телевидения - ведущий одного из популярных шоу, представитель канала “Культура”, представитель молодёжной редакции, коммерческий директор одного из каналов, представитель независимой газеты, представитель “жёлтой прессы”, сотрудники профессиональных, литературных и развлекательных журналов, программист. Председательствовал один из “специалистов”. Происходил обмен мнениями о положительных чертах в работе, о проблемах, высказывались критические замечания, задавались вопросы, давали оценку тем или иным программам и публикациям. Работой круглого стола руководил председатель, роль учителя сводилась к наблюдению и анализу.

Несколько иная форма была выбрана для проведения ролевой игры по теме “Карьера”. (учебник “New Success at first Certificate” Роберта О’Нила). Ролевой игре предшествовала работа с базовыми текстами, лексикой, грамматикой, обсуждение отдельных проблем, связанных с вопросами устройства на работу. Среди подготовительной работы были диалоги, задание написать письмо другу, деловое письмо с предложением своих профессиональных услуг, резюме – все эти упражнения подводили учащихся к ролевой игре.

Было решено провести собеседование при приёме на работу. В ролевой игре участвовали все учащиеся. Каждый участник исполнял три роли: претендента на рабочее место, сотрудника компании, участвующего в интервью и позднее друга или мало знакомого человека, интересующегося, как прошло собеседование.

Каждый участник получал две карточки - на одной было написано компания, куда он хотел поступить на работу, на другой - должность участника собеседования. Компании и должности были предложены самими учащимися. Это были работник туристического агентства, сотрудник банка, программист в компании программного обеспечения, медсестра, дизайнер, репортёр ежедневной газеты, сотрудник детективного агентства. Специалисты, проводившие собеседование - глава компании, начальник отдела кадров, представитель профсоюза, представители служб технического обеспечения, специалисты по маркетингу и др.

Перед началом игры учащиеся выбрали карточки с ролями. Им давалось пять минут, чтобы обдумать роль и подготовиться к ней. Дальше происходило само собеседование: ученик входил, приветствовал комиссию, рассказывал о себе (придерживаясь заданной роли, но выбирая образ самостоятельно), отвечал на заданные вопросы, прощался и выходил. Участники собеседования принимали решение.

После собеседования ученик занимал место в комиссии, исполняя вторую роль. По окончании собеседования происходил ещё один этап игры: короткий диалог, когда люди рассказывают друг другу о собеседовании и его результатах, известных или ожидаемых.

Во всех случаях ролевой игры роль учителя - наблюдать, анализировать ход игры и поведение участников. Если кто-то принимал небольшое участие в игре, необходимо было понять причины этого и решить, как преодолеть нежелание участвовать или страх.

После проведения ролевой игры очень важно подвести итоги (de-briefing). Прежде всего, стоит дать возможность высказаться самим ученикам, стоит прислушаться к их мнению, желательно, чтобы они сами проанализировали, что у них получилось, а что могло бы быть лучше, что хотели бы добавить, как они оценивают своё участие в игре: сумели проявить себя или хотели бы что-то изменить. Учитель, давая оценку проведённой игре, должен остановиться на положительных моментах, желательно в игре каждого ученика найти конкретный положительный момент. Это покажет, что интерес к исполнению роли был настоящим, и это является хорошим поощрением. Если есть какие-то замечания, то их лучше высказать в форме пожеланий. Важный вопрос при организации ролевой игры - проблема исправления ошибок. На наш взгляд, к ним нужно подходить диалектически, т. к. они неизбежны при ролевой игре. Можно упомянуть, что были мелкие ошибки, но не стоит особенно заострять на них внимание. Иногда можно просто опустить эту проблему или вернуться к анализу ошибок на следующем уроке.

Такой вид работы придаёт учащимся уверенность в себе и развивает речевые умения и навыки, непринуждённая обстановка помогает более свободно импровизировать и полнее раскрыть свои способности к коммуникации. Во многих случаях ролевая игра может стать подготовкой к реальным жизненным ситуациям, но в обстановке класса ученик чувствует себя защищённым, сознавая, что это игра, но приближенная к реальной жизненной ситуации.

Ролевая игра не изолированный вид работы, а часть урока или ряда уроков. Она может быть использована как составная часть урока или как кульминация.

Для успешного проведения ролевой игры нужна большая подготовительная работа, в которую желательно внести элементы ролевой игры и моделирования.

Использование этого вида работы помогает учащимся почувствовать реальную силу языка и ощутить, как речевое поведение влияет на отношения людей.

Ролевые игры помогают развивать чувство языка у учащихся, стимулируют их желание развивать свои навыки и умения, позволяют ощутить язык как нечто живое и в каждой ситуации новое и важное.

Ролевые игры не только вызывают большой интерес у учащихся на разных этапах обучения, они видят в них большую практическую пользу, поскольку ролевые игры дают возможность овладения устными формами иноязычного общения в различных ситуациях с учетом социокультурного контекста, наглядно демонстрируют пути и возможности практического применения полученных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вильмен Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам. // Иностранные языки в школе. 1999. №1. С.21.
  2. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранному языку. - М.: “Высшая школа”, 1988.
  3. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. // Иностранные языки в школе. №1-1999, с.26.
  4. Перкас С.В. Ролевые игры на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. №4-1999, c.23.
  5. Радина Е.Г. Урок по теме “Protection of environment” в VII классе. // Иностранные языки в школе. №6, 1999, с.27.
  6. Maley A. Role play. - Oxford University Press, 1987.