Программа спецкурса "Немецкий язык для делового общения" предназначена для учащихся 10-11 классов, имеющих базовый уровень владения немецким языком (обязательный минимум).
Введение данного спецкурса обусловлено расширением возможностей и потребностей в контактах и сотрудничестве на разных уровнях и в различных областях. Формирование у учащихся старших классов способности к социальному взаимодействию с представителями иной лингвокультуры позволит им активно ориентироваться в современном мире, создаст предпосылки для социальной и профессиональной деятельности, не ограниченной собственным языковым пространством.
Цели и задачи курса.
- Стимулировать познавательную активность учащихся.
- Развивать способности к социальному взаимодействию.
- Развивать межкультурную компетенцию.
- Формировать умения делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях.
- Расширять знания учащихся о правилах речевого и неречевого поведения в различных ситуациях делового общения с учётом национально-культурной специфики Германии.
- Совершенствовать коммуникативные умения, речевые навыки, языковые средства общения, полученные в базовом курсе обучения немецкому языку (7-10 класс).
Принципы обучения:
- гуманизация
- личностно-ориентированная направленность
- развитие межкультурной компетенции
- коммуникативная (практическая) направленность
- системность
- ситуативность
За основу берётся базовая программа обучения немецкому языку (5-9 классы). Изученная ранее тематика дополняется и углубляется за счёт введения специальной и фоновой лексики, новых страноведческих, социокультурных знаний. Отбор содержания обучения осуществлён с учётом интересов учащихся, их практических, интеллектуальных, эмоциональных потребностей.
Содержание включает в себя следующие компоненты:
а) сферы коммуникативной деятельности, темы,
ситуации, коммуникативные и социальные роли;
б) комплекс страноведческих и экономических
знаний об особенностях и реалиях Германии,
этикетных форм речи для общения в деловой речи;
в) лингвистические знания (в первую очередь
лексическая сторона речи) и формируемые с их
помощью речевые навыки (монологической,
диалогической речи, аудирования), а также навыки
чтения и письма;
г) общеучебные и компенсационные умения.
Тридцатичасовая программа курса предполагает изучение следующих тем:
- Знакомство с деловыми партнёрами. Представление и приветствие. Правила этикета.
- Структура организации, фирмы. Профессии. Запрос информации о деловых партнёрах.
- Устройство на работу.
- Средства связи. Деловая переписка.
- Деловые поездки. Виды транспорта. Оформление билетов, виз, паспорта.
- Проживание в гостинице. Оформление заказа. Питание.
- Финансовые операции.
- Покупки.
- Деловая беседа, переговоры.
Основным методическим пособием, обеспечивающим курс, является учебник Н.Ф. Бориско "Бизнес-курс немецкого языка". Для работы на уроках использованы также материалы учебника "Geschaftsverkehr" автор Гохнер, Иссакова, аутентичные тексты (формуляры, бланки, счета, реклама, статьи из журналов и газет, образцы заявлений, договоров, писем и билетов и т.д.)
Содержание основного пособия построено на принципах интенсивного обучения Китайгородской Г.А., что обусловило выбор активных методов обучения, например, игровой технологии, проектной методики, а также приёмов активизации возможностей личности и группы.
I. Требования к знаниям, коммуникативным умениям и навыкам, предъявляемые к учащимся по изучении курса:
В области говорения:
- понимать и адекватно реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнёра по общению в рамках тематики, определённой программой, решая разнообразные коммуникативные задачи;
- свободно высказываться в ситуациях делового общения, используя формулы речевого этикета (заказ билетов, номера в гостинице, беседа в ресторане, банке, магазине и т.д.).
В области обучения аудированию:
понимать содержание аутентичных текстов, касающихся сфер делового общения (разговор по телефону, сообщение по радио), речь носителей языка.
В области чтения:
читать тексты разного уровня сложности, используя специальные словари, справочники, а также языковую догадку, контекст и т.д.
В области письменной речи:
написать биографию, заявление о приёме на работу, письмо, факс; заполнить формуляр, бланк, анкету и т.д.
II. Коммуникативные умения (развиваются в рамках определённых сфер и ситуаций общения):
- сообщать и запрашивать информацию;
- вести диалог, соблюдая нормы этикета;
- начинать разговор, поддерживать, заканчивать его, проявлять интерес, давать совет, выражать просьбу, точку зрения, давать описание и объяснение лица, события, исполнять роли в ролевых играх, давать аргументированную характеристику, писать краткую рецензию и т.д.
III. Общеучебные и компенсационные умения:
- сопровождать высказывание мимикой, жестами, логическим ударением;
- переспрашивать, уточнять;
- ориентироваться в тексте, выделяя главную информацию;
- пользоваться словарём, справочником;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
- строить логичные связанные высказывания в рамках изученной тематики;
- перифразировать сложные предложения в тексте.
Осуществляемый в ходе обучения контроль является средством, позволяющим судить о достижении промежуточных целей обучения.
Текущий контроль предполагает оценку (самооценку, взаимооценку и коллективную оценку) выполнения заданий, предусмотренных в учебном пособии, а также лексико-грамматических тестовых заданий разного уровня сложности.
Обобщающий контроль позволяет оценить комплекс сформированных умений. Для этого используются разнообразные творческие задания, проекты, коллективные обсуждения проблем, инсценирование. Эти формы контроля являются эффективным средством отслеживания результата обучения, а также мотивации учащихся к совместной деятельности на иностранном языке. По определённым темам учащимся предлагается выполнение индивидуальных заданий - сообщений или рефератов.