Введение
В МОУ “Общеобразовательная гимназия №6” г. Архангельска с 1 класса изучается углубленный курс английского языка. Математика и иностранный язык являются обязательными предметами во всех школах, как общеобразовательных, так и специализированных. К 8 классу ученики достигают определенного уровня знаний по этим предметам. Поэтому был подготовлен урок геометрии в 8 классе по теме “Площадь фигур. Решение задач” на английском языке.
Знание математических терминов и умение грамотно объяснить решение математической задачи позволяет учащимся в дальнейшем использовать лексический материал в самых различных ситуациях.
На уроках английского языка гимназисты изучают основные математические понятия и терминологию к данному уроку (см. Приложение 2). Учитель математики так же прошел дополнительную подготовку (см. Приложение 1), так как весь урок общался с ребятами только на английском языке.
Описываемый урок является уроком повторения темы “Площадь фигур” в 8 классе. В течение изучения темы “ Площадь фигур” на уроках геометрии вводятся элементы урока на английском языке, чтобы ребята постепенно привыкали к английской речи на уроках математики, освоили математическую терминологию на английском языке, приобрели и закрепили на английском языке навыки в восприятии и понимании иноязычной речи и развили умения излагать на английском языке материал (идеи, мысли) математического характера.
Накануне учитель математики попросил учащихся повторить тему “Площадь фигур” и проверить себя по контрольным вопросам к соответствующему параграфу учебника.
К данному уроку готовится мультимедийная презентация, которая демонстрируется в течение всего урока (тема, цель, задачи, план, содержание урока) на двух языках (русский и английский).
Заранее подготовлен кабинет (расставлены столы на 5 групп по 5-6 человек в каждой (см. Приложение 3) и оформлена доска (см. Приложение 4).
Цель урока (The aim of the lesson):
1) Повторить и закрепить формулы площадей фигур,
теорему об отношении площадей треугольников,
теорему Пифагора.
2) Освоить математическую терминологию на
английском языке.
3) Развивать умения излагать материал
математического характера на английском языке.
Задачи урока (The tasks of the lesson):
1) Формировать практические навыки вычисления
площадей фигур, применять теорему об отношении
площадей треугольников, теорему Пифагора в ходе
решения задач.
2) Интегрировать знания учащихся
3) Использовать языковые знания на практике.
План урока (The plan of the lesson):
1) Словарная работа с математическими терминами
(фронтально).
2) Тест на знание формул с последующей проверкой и
оценкой (работа в парах).
3) Решение задач на русском языке, с последующим
обсуждением решения на английском языке (работа
в группах).
4) Предварительное подведение итогов урока и
обсуждение домашнего задания.
5) Проверочная работа (работа в группах).
(формулировка темы, цели, задач и плана урока)
1. Словарная работа с математическими терминами на английском языке.
К доске пригашается ученик (возможен вариант с учителем), который показывает математические фигуры, изображенные заранее на доске и произносит математические термины и понятия на английском языке, класс хором повторяет (см. Приложение 4, рис.1).
2.Тест на знание формул с последующей проверкой и оценкой знаний.
Заранее на доске закреплены основные математические формулы по теме “Площадь фигур”, которые пронумерованы от 1) до 8) (всего 8 формул) (см. Приложение 4, рис.2). Ученики внимательно смотрят на формулы. Учитель показывает математическую фигуру, ученики должны выбрать соответственную формулу и записать ее номер в тетрадь. По окончании работы ученики меняются тетрадями, учитель проставляет на доске рядом с фигурами нумерацию формул, идет работа в парах, проверка и оценка знаний, обсуждение и подведение итогов.
3. Решение задач на русском языке, с последующим обсуждением на английском языке.
Класс заранее разбит на 5 равносильных групп, в каждой группе заранее подготовлены консультанты (из наиболее успешных учеников по математике и английскому языку). Каждой группе дается своя задача (всего 5 разных задач). Надо решить каждому ученику в группе одну задачу своей группы в рабочей тетради по геометрии на русском языке (возможно обсуждение решения задач в группах), а затем устно обсудить решение этой же задачи в своей группе на английском языке. После решения и обсуждения задач в группах один из наиболее подготовленных учащихся группы (не обязательно консультант) выходит к доске и рассказывает решение своей задачи на английском языке. В это время на экран через мультимедийный проектор проецируется задача данной группы с чертежом и решением на русском языке. Учащиеся других групп внимательно слушают решения всех задач, исправляют или дополняют ответы на английском языке.
В качестве задач были выбраны задачи № 32, 37, 41, 44, 48 из рабочей тетради по геометрии 8 класса к учебнику “Геометрия 7-9”, автор Л.С.Атанасян (см. Приложение 5, 6).
4. Предварительное подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.
Учитель объявляет оценки учащимся, которые работали у доски и наиболее активным учащимся, которые работали на местах. Дается и обсуждается домашнее задание на следующий урок. Например: решить задачи 40,47 из рабочей тетради по геометрии 8 класса на русском языке и перевести устно на английский язык (хотя бы одну).
5. Проверочная работа.
Всем группам предлагается одна и таже задача (условие на английском языке): надо понять о чем идет речь в задаче, сделать чертеж, обсудить решение задачи устно на русском языке (возможно и письменно), затем оформить письменное решение на английском языке и сдать учителю одно коллективно оформленное решение от каждой группы. На следующем уроке провести анализ данной задачи (на русском и английском языке). В качестве задачи к проверочной работе можно выбрать №50 из рабочей тетради по геометрии 8 класса (см. Приложение 7).
Заключение
На данном уроке желательно присутствие учителя английского языка. Возможно проведение бинарного урока (часть урока ведет учитель математики, часть урока учитель английского языка). Желательно записать урок на видео, просмотреть его после проведения и сделать выводы (возможно обсуждение с учащимися, учителями математики и английского языка отдельных элементов урока).
Литература (Literature)
1. Учебник Геометрия 7-9, Атанасян Л.С. 2003 год.
2. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 –го класса
2003 год.
3. Журнал “Математика в школе” №10 2001 год.
4. Журнал “Иностранные языки в школе” №4 1999 год.
5. Write the source
6. Американские тесты по математике.
- Приложение №1 (для учителя)
- Приложение №2 (для учеников)
- Приложение №3 (фото)
- Приложение №4 (оформление доски)
- Приложение №5 (задачи 1,2,3)
- Приложение №6 (задачи 4,5,6)
- Приложение №7 (решение задачи 6)