Цель: познакомиться с качественным и количественным составом воздуха и сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха.
Оборудование: кристаллизатор с H2O, KMnO4 S или P, стеклянный колпак с делениями, дощечка.
Таблицы: "Воздух".
ХОД РАБОТЫ
I. Оргмомент .
– Чем должен заняться и для чего?
II. Беседа с учащимися.
– Без еды, воды и воздуха может прожить человек? Чтобы вы могли поделиться знаниями ответьте на два вопроса.
Вопросы написаны на доске заранее:
- Что такое воздух?
- Что вы знаете о воздухе?
Могут написать в тетради в виде кластера. Обсуждение в парах. Учитель пишет 2–3 ответа на доске. Можно в виде кластера.
– Можно ли обобщить эти определения? А что еще надо знать?
На доске кластер вопросов. (См. Приложение 1).
|
}Это может быть в кластере |
– Приступим к работе с текстом (раздать текст “воздух”). Сейчас вы будите читать текст с карандашом в руках, и в тех местах, где вам информация знакома, поставите “+”, не знакома “– “, что-то не понятно – знак “?” Какую информацию вы получили? Давайте ее занесем в таблицу.
Таблица заранее выдана детям. Выделенное – синим цветом. Красным цветом написано то, что должны заполнить дети (см. Приложение 2). Точно такая же таблица написана на доске или на ватмане так, чтобы ее заполнение не видел класс, а учитель следил и проверял, т.к. потом учитель соберет эту таблицу у каждого ученика и может ее оценить. Когда таблицу сдадут, открывается таблица на доске, и ученики дополняют или строят новый кластер.
– Итак, работа с текстом. Прочитать до первой остановки, проставить (“+”, “–“ ,”?”) и проработать так, чтобы попытаться ответить на те вопросы, которые мы ставили, чтобы мы хотели узнать о воздухе и заполнить таблицу? Можете начать заполнение таблицы. Читаем дальше. Что можете занести таблицу? Вызываю, ученик заполняет таблицу на доске (чтобы другие не видели), я проверяю. И так прорабатываем весь текст. Заканчиваем заполнение таблицы и я прошу ребят еще раз посмотреть текст, где стоит “–“ и “?”, постараться запомнить информацию, где стоит “– “, и задать вопрос, там, где стоит “?”. И мы попробуем ответить на ваш вопрос.
Учитель собирает таблицы и открываю доску, где заполнена таблица, мы закрепляем состав в виде кластера (см. Приложение 1), дополняем его в графе “Состав воздуха”.
– А есть ли 100% состав воздуха? А теперь попробуем дать определение, что такое воздух?
Воздух – это смесь веществ, содержащая компоненты, где каждый необходим для Земли в целом.
– А сейчас я покажу опыт, доказывающий количественный состав воздуха, поставленный еще Лавуазье. (Помните еще такого ученого?) А пока вспомните сколько О2 (в %) входит в состав воздуха? А сколько это будет, если перевести в обыкновенные дроби? (1/5)
Объяснение опыта.
– Берем кристаллизатор с водой, подкрасим
его KMnO4, чтобы было видно как поднимается
вода. Заранее готовим колпак с ценой деления на 5
частей (ранее надо провести несколько опытов и
проградуировать колпак на 5 частей).
В кристаллизатор с раствором KMnO4 опустить
дощечку, которая будет плавать, взять пинцетом
кусочек серы и поджечь ее, осторожно положить на
дощечку и накрыть колпаком. S горит пока есть О2
в воздухе под колпаком. Как только О2 воздуха
истратится, раствор KMnO4 поднимется на 1/5
деления колпака и мы увидим, что в реакцию
вступило 1/5 часть воздуха, а мы знаем, что в
реакцию горения вступает О2 ,
следовательно, и количественный состав воздуха
на компонент О2 мы увидим наглядно.
III. Закрепление материала.
– Давайте подведем итоги.
- Что такое воздух?
- Назовите компоненты воздуха?
- Назовите какое вещество в больших количествах входит в ходит в состав воздуха?
- С помощью какого опыта мы доказали, что О2 в воздухе 1/5 часть (20%)?
IV. Итог урока.
Активных учеников можно оценить за ответы на
уроке, слабых – только за оформление таблицы.
Если осталось немного времени, можно дать детям
заполнить трансфертный лист, который тоже можно
оценить, т.к. это большая работа.
– Делим лист бумаги крестообразно на 4 части:
1. Чему посвящен урок? … |
2. Что в нем понравилось? … |
3. Изменения, которые я бы внес? … |
4. Какие бы вопросы бы я задал? … |
– И отвечаем на вопросы трансфертного листа.
После составления трансфертного листа учитель благодарит детей за работу и заканчивает урок.
Кластер (гроздь) – это логико-понятийная схема картографирования мыслей (Приложение 1). Для составления карты мыслей в середине листа записывается основная тема или идея. От нее в разные стороны разрастается мысль, образуя разветвленную и определенным образом организационную структуру, состоящую из ключевых слов и понятий (можно выделять цветом).
Приложение 1.
Кластер
Приложение 2.
Таблица. Состав воздуха
Компоненты воздуха |
% состав |
Значение компонента |
Изменяется ли содержание компонента |
O2 |
20% |
Жизненно необходим, дышит все живое, идет горение и окисление и т.д. | |
N2 |
78% |
Низкая реакционная способность | const |
CO2 |
0,03% |
Лежит под ногами в виде мела и известняка | |
O3 |
20 км |
Защищает все живое от губительных космических лучей | |
Ar |
1% |
Инертен, но [Ar] | |
Другие газы |
<1% |
Чаще вредные и ядовитые |
Воздух
Когда вы выходите на свежий воздух, вы
погружаетесь в океан газа. Как в любом газе,
молекулы находятся в безостановочном движении.
Молекулы мчатся в пространстве со скоростью
звука, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в
разных направлениях. Беспрерывные удары
множества молекул о поверхность любого тела
воспринимаются как постоянное давление, равное
на уровне моря 1 кг/см2 . В спокойный летний
день или тихой домашней обстановке вы фактически
располагаетесь в центре невидимой и неощущаемой
буре молекул. Когда дует ветер, поток молекул
направлен преимущественно в одном направлении и
именно его вы ощущаете, как порывы ветра. Иногда
этот невидимый поток молекул настолько силен,
сто он может валить деревья и разрушать
постройки.
Пока далеко неясно, каким образом возникла
земная атмосфера. Согласно общепринятой сейчас
точки зрения, атмосфера сформировалась за счет
выделения газов из горных пород и межпланетного
газопылевого облака. Аналогичное выделение
газов наблюдается при извержении вулканов. К
настоящему времени из всех этих газов в больших
количествах сохранился только азот.
Остановка.
Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород. Его содержание составляет 20% воздуха. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно. В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клето5к, известных под названием сине-зеленых водорослей. И когда-то кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм жизни. Кислород очень реакционноспособен. Если молекулу кислорода разорвать, то получающиеся атомы могут образовывать прочные связи с другими элементами.
Остановка.
Азот – самый распространенный в атмосфере газ. На его долю приходится 78% атмосферы Земли, так что примерно три четверти вдыхаемого нами воздуха составляет азот. Весь этот азот образовался путем выделения из горных пород, однако в отличие от водорода молекулы азота слишком тяжелы и обладают слишком малой скоростью, чтобы они смогли преодолеть земное притяжение, кроме того молекулы азота малореакционноспособны и поэтому не могут соединяться с другими веществами. В результате в атмосфере в течение очень длительного времени сохраняется высокое содержание азота. Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода воздуха. Если бы в земной атмосфере не было азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным-давно сгорела бы вся растительность.
Остановка.
В состав атмосферы также входит углекислый газ – это газ, который мы выдыхаем. На его долю приходится 0,03%. По содержанию он занимает четвертое место, а в атмосферах Марса и Венеры он является основным компонентом. Это основной компонент не только дыхания, но и горения. Когда-то в атмосфере Земли тоже было много углекислого газа, но затем он постепенно растворялся в океанах и в наше время большая часть атмосферного углекислого газа лежит у нас под ногами в виде мела и известняка. В атмосфере углекислый газ выполняет роль ловушки инфракрасного излучения нагретой земной поверхности. Солнечный свет, доходя до поверхности Земли, нагревает ее. Нагреваясь, земная атмосфера испускает инфракрасные лучи, которые уже не смогут уйти в космическое пространство, потому что их поглощают молекулы углекислого газа. Таким образом, атмосфера нагревается: этот процесс называют “парниковым эффектом”.
Остановка.
В одном из верхних слоев атмосферы
присутствует газ озон. Толщина, так называемого
“ озонового слоя”, составляет примерно 20 км.
Если весь озон собрать, то образуется слой около 3
мм. Этот газ образуется из молекул кислорода под
воздействием ультрафиолетового излучения
Солнца. Образовавшиеся молекулы озона поглощают
ультрафиолетовое излучение и при этом
разрушаются, превращаясь в кислород. Таким
образом, как в процессе образования озона, так и в
ходе его разложения поглощается
ультрафиолетовое излучение и тем самым
обеспечивается защита организмов, находящихся
на поверхности Земли. При прохождении через
озоновый слой ультрафиолетовое излучение
ослабевает в 10 в тридцатой степени раз.
Еще одним компонентом атмосферы является газ
аргон. По содержанию в воздухе аргон занимает
третье место, в воздухе, которым мы дышим,
содержится около 1% аргона. Именно в силу своей
инертности аргон существует в воздухе в идее
отдельных атомов. Он поступает в атмосферу из
недр Земли. Этот процесс продолжается постоянно,
поэтому концентрация аргона медленно
возрастает.