Урок истории в 5 классе по теме: "Путешествие на Олимп"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Обобщить полученные знания по разделу "Древнейшая Греция" (работать с картой, давать характеристику государства, знания религиозных верований греков, сказания о богах и героях, древнейшие государства).
  • Приобщить к ценностям мировой культуры и традициям народов, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков.
  • Воспитывать уважение к истории, аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: атласы, учебник, карточки-задания, изображения богов, плакат с изображением древнегреческой колесницы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Когда я шла сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места.

II. Сообщение темы и целей.

– Ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение, но Вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт –
Понять решили – из чего он состоит.
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

– Итак, о ком же это стихотворение? Имена каких богов упоминаются?
– Как вы думаете, что вспомним мы сегодня на уроке?
– А где жили боги?
– В каком государстве находится гора Олимп?

III. Закрепление пройденного материала.

Стук в дверь.

– Ребята, мы с вами получили послание с Олимпа. Это послание нам передал бог: обут он был в крылатые сандалии, на голове – крылатый шлем. А звали его… (Гермес).

– Давайте узнаем, от кого пришло это послание? Сколько лет назад они жили на Земле?
Здравствуй, Наша благословенная Земля. Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по Космическим меркам – это миг. Пусть люди, живущие ныне, поверят и поймут, что Мы не вымысел, не легенда, а реальная действительность прошлого времени. Олимп – место Священное. И сегодня я предлагаю вам насладиться величием Олимпа.
Вы узнали, ребята, от кого пришло послание? Сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле? (300 веков. Сколько в 1 веке лет? –100, следовательно, 300 х 100 = 30000 лет назад.)

– Итак, ребята, мы принимаем приглашение отправиться на Олимп?

Звучит музыка, класс отправляется в путешествие на колеснице, любезно предоставленной богами.

– А теперь откройте глазки и посмотрите, мы с Вами находимся в Греции. Возьмите свои атласы и найдите правильную страницу Древнегреческого государства. А главный город Греции – Афины, предположим, что именно там мы и оказались, так в каком направлении надо двигаться, чтобы достичь Олимпа? (На Север). Но прежде нам предстоит пройти ряд испытаний, которые приготовили для нас боги, чтобы узнать, кто из нас достоин, достичь Олимпа.

Далее работа проводится в группах. Для этого необходимо учителю самостоятельно распределить состав участников. Главная задача – правильное распределение обязанностей по выполнению работы.

Задания для I группы.

I. Работа с атласом и картой.

1. Используя атлас "оживите" карту, используя коричневый цвет для обозначения горной зоны, зелёный – для лесной зоны.
2. Нанесите на карту названия морей, омывавших древнюю Грецию.
3. Укажите остров, где жил Минотавр.

II. Отметьте на "ленте времени" начало Троянской войны. (параграф № 25)

III. Что означает фраза Яблоко раздора?

IV. Рассказать миф о споре Посейдона и Афины.

Задания для II группы.

I. Работа с атласом и картой.

1. Используя атлас "оживите" карту, используя коричневый цвет для обозначения горной зоны, зелёный – для лесной зоны.
2. Нарисуйте наиболее удобный путь из Афин в Коринф, из Коринфа в Милет. На чём ты будешь добираться? Почему?
3. В честь кого названо Эгейское море?

II. Отметьте на "ленте времени" век, когда были написаны поэмы Гомера "Илиада", "Одиссея". (параграф № 26)

III. Что означает фраза Ахиллесова пята?

IV. Рассказать миф о Дедале и Икаре.

Задания для III группы.

I. Работа с атласом и картой.

1. Используя атлас "оживите" карту, используя коричневый цвет для обозначения горной зоны, зелёный – для лесной зоны.
2. Обозначь, где находится г. Олимп. Напиши, кто на ней живёт.
3. Что является пищей и напитком богов?

II. Отметьте на "ленте времени" век, когда произошла гибель Критского царства. (параграф "24)

III. Что означает фраза Троянский конь?

IV. Рассказать миф о Тесее и Минотавре.

IV. Подведение итогов.

После выполнения работы выступает докладчик, содокладчик и оратор. Одноклассники оценивают устные выступления, используя план-памятку для устного ответа (Приложение 1).
Для объективного оценивания необходимо, чтобы памятка была у каждого ученика. Результаты практической части работы вывешиваются на доске, и каждый ученик может увидеть наличие ошибок, или их отсутствие.
Для самооценки учащихся раздаётся Лист самоконтроля (Приложение 2).
Для того, чтобы подвести к логическому завершению процесс “погружения детей в сказку”, учитель включает спокойную музыку и как бы падая с небес, устремляются стрелы Зевса-громовержца с результатами урока к каждому ученику. Можно попросить детей в этот момент закрыть глаза.

– Итак, ребята, мы все получили пропуск на Олимп, об этом свидетельствуют оценки – приглашения Зевса. Так что, займите свои места в колеснице, следующая остановка – Олимп.

Приложение 1.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

  1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
  2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечает твой одноклассник?
  3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
  4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
  5. Есть ли вывод в конце выступления?
  6. Попробуй оценить ответ.
  • Оценка “5” – ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь хорошая.
  • Оценка “4” – в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
  • Оценка “3” – в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
  • Оценка “2” – основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Приложение 2.

Лист самоконтроля

Фамилия, имя

Самооценка Оценка учителя
Оценка за урок (работа над заданием, полнота и чёткость ответов,
выявление проблем, формулировка выводов)

 

 

Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?  
Что было самым трудным?  
Что так и осталось непонятным?