Преподавание парных звонких и глухих согласных

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • закрепить знания учащихся о правописании слов с парными глухими и звонкими согласными;
  • развивать умения сопоставлять произношение и написание слова, развивать речь, мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

Формирование темы урока. Чтобы вызвать интерес к уроку, на доке изображено игровое поле:

Учитель дает задание расшифровать на игровом поле два маршрута, чтобы узнать тему урока. Учащиеся называют парные звонкие и глухие согласные. Запоминанию парных согласных способствует “лента букв” и игра “Путешествие на улицу парных согласных”. Учитель объясняет ученикам правила игры: “На этой улице в каждом домике живут парные согласные. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный еще не проснулся и разбудите его откройте окошечко” (Рисунок 1).

В процессе выполнения следующего упражнения дети повторяют, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова.

“С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе!” (Колос – голос)

“С глухим траву она срезает, со звонким - листочки объедает”. (Коса – коза)

“С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем”. (Том – дом)

Следующая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять. Делаем вывод: на конце слов может звучать только глухой согласный. Звонкий согласный заменяется глухим, поэтому необходима проверка. Обобщение оформляется в виде таблицы. (Рисунок 2).

Физминутка.

Учитель называет слова с парными согласными на конце слова без него. Если в слове на конце есть парный согласный дети хлопают, если нет – топают. Примерный перечень слов для физминутки: трава, зуб, друг, меч, клуб, зима, мороз, земля, сторож, мир.

Учащиеся на слух определяют слова с парным согласным звуком на конце слова:

Потемнел на речке лед,
Снег давно уже не тот.
Нет метелей, зимних стуж.
На дорогах много луж.

Ученики объясняют правописание этих слов, записывают эти слова в столбик и проверяют написание. Затем делают вывод о том, как проверить парный согласный на конце слова.

Словарно-орфографическая работа.

Учитель предлагает учащимся определить словарное слово с помощью данного рисунка. Для этого нужно найти букву, с которой начинается это слово и направление движения для других букв (Рисунок 3). Учащиеся составляют предложения с полученным словом (город).

Закрепление изученного.

Следующие упражнения направлены на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова:

- запишите слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое;

глаза, завод, сторожа, глаз, заводик, сторож.

- Выберите проверочные слова: гриб – грибы, грибки, грибок; дед – дедушка – детки.

- На доске написаны пословицы:

“Друг познается в беде”.

“Важен не обед, а привет”.

“Друга ищи, а найдешь – береги”.

Дети составляют к пословицам задания в соответствии с темой урока, объединяют пословицы по смыслу, записывают их.

Итог урока.

Дети воспроизводят правило, над которым работали в течение урока.

Учащимся интересны предложенные задания, с которыми они успешно справляются. Описанная система упражнений обеспечивает постепенность формирования знаний и умений по теме правописания парных звонких и глухих согласных, облегчает усвоение отвлеченных фонетических и орфографических понятий, способствует развитию орфографической зоркости, активизирует умственную деятельность, развивает ребенка.