Новые информационные технологии на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

По мнению Е. С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы в среде Power Point на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Научная новизна использования НИТ состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся.

С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся. Контролирующую и обучающую функции берет на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что является для учащихся немаловажным фактором при выполнении проверочных и контролирующих работ. Данная форма проведения компьютерных уроков немецкого языка вызвала большой интерес среди учащихся и пожелание с их стороны почаще проводить подобные уроки по всем школьным образовательным дисциплинам. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.

Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранному языку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения. Сегодня компьютер становится мощным катализатором в системе обучения иностранным языкам. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.

В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 8 и 9 классах (Приложение 1). Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 9-го класса по теме «Вредные привычки» в рамках параграфа «Проблемы молодёжи».

Цели урока:

Обучающие: дать представление о понятиях Rauchen, Alkoholmissbrauch, Drogenmissbrauch.

Развивающие: закрепление лексических и грамматических навыков, развитие навыков работы с текстом.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Средства обучения:

- игра для оценки психологического состояния учащихся «Mienenspiel»;

- учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений «Шаги 5»/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Москва, Просвещение, 2001 г.;

- книга для учителя к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений «Шаги 5»/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Москва, Просвещение, 2001 г.;

- персональный компьютер (работа в среде POWER POINT).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление лексики.
  3. Работа над грамматикой.
  4. Работа с микротекстами по теме.
  5. Заключительный этап.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, называет тему урока, объясняет цели и задачи (слайды 2,3), особенности урока, проводит инструктаж по технике безопасности. В начале урока на мониторе ПК слайд № 1 с названием темы. Каждый учащийся получает контрольный лист. В течение занятия учащиеся должны выполнить задания и записать их в контрольный лист для проверки учителю. Для того чтобы сравнить психологический настрой учеников в начале и в конце урока, с учащимися проводится игра «Mienenspiel». Они должны дополнить в контрольном листе фразу «Ich fuhle mich…» двумя-тремя прилагательными из игры.

2. Закрепление лексики.

Учащиеся работают со слайдом № 4. Им даются словосочетания по теме. Они должны их прочитать, перевести, составить предложения и записать их в контрольный лист. Учитель корректирует ответы учащихся.

3. Работа над грамматикой.

Учитель задаёт учащимся вопросы на повторение правила о придаточных дополнительных предложений с союзом damit и инфинитивных оборотах um … zu; statt … zu; ohne … zu. Учащиеся повторяют порядок слов в придаточных предложениях, перевод союза damit и инфинитивного оборота оборотах um … zu, различия этих предложений. Затем учащиеся работают со слайдом № 5, выполняют задания в контрольном листе: необходимо перевести предложения с вышеназванными грамматическими явлениями, подчеркнуть подлежащее, сказуемое.

4. Работа с микротекстами по теме.

Учитель объясняет задание, учащиеся работают со слайдами № 7,8,9. Они читают, переводят микротексты «Rauchen zerstort langsam!», «Alkohol schadet Gesundheit», «die drogensuchtigen Jugendlichen verlieren nicht nur die Gesundheit!». После каждого микротекста следует два-три контрольных вопроса на понимание. Ответы на них учащиеся записывают в контрольный лист.

5. Заключительный этап.

В конце урока учащиеся снова оценивают своё психологическое состояние по игре «Mienenspiel» (см. организационный момент). Затем учитель объясняет домашнее задание, собирает контрольные листы для проверки, обсуждает с учениками ход урока, его преимущества, недостатки, выслушивает их мнения, прощается с учащимися. Учитель проверяет контрольные листы, выставляет оценки, проводит анализ психологического состояния учащихся на уроке, подводит итоги работы.