В период дошкольного возраста ребёнок усваивает начало общественно-исторического опыта, общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. На протяжении всего периода развития ребёнка существует 3 уровня включения его в сферу социального общения:
- первое – ближайшее семейное окружение;
- второе – контактный коллектив ДОУ;
- третье – удовлетворение потребности в общении по интересам (дополнительное образование).
Детям с недостатками в развитии речи это удаётся с трудом.
Однако, они могут передать своё мнение или отношение к окружающему в чувствах. Такие дети хорошо проявляют себя в художественной, трудовой, социальной деятельности. Тем ни менее, они с удовольствием рассказывают о том, что увидели или пережили сами. В этот момент они не заостряют внимание на своих недостатках речи, а просто в “захлёб” делятся впечатлениями о событии, которое оставило след не только в памяти, но и в душе ребёнка.
Передо мной возникла задача: как сделать, чтобы педагогическое воздействие на воспитанников было целесообразным, чтобы детский сад стал не только условием, но и источником развития их эмоционально-экспрессивной лексики.
Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, ярко выражает симпатии или антипатии детей; является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.
В научно-методической литературе существуют различные точки зрения на процесс развития и формирования эмоционально-экспрессивной лексики. Мною были взяты за основу рекомендации И.Ю.Кондратенко.
В своей работе “Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране”, я попыталась раскрыть проблему и основные направления этой деятельности, отражающие эмоциональные состояния и оценки ребенка. Осуществлялась эта работа по трём блокам: на занятиях, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Мною был составлен примерный план событий на год.
План мероприятий
по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста
с событиями и явлениями в родном городе и стране
№ пп | Мероприятия | Срок | Задача эмоционально-экспрессивной лексики | Деятельность детей |
1 | День города | сентябрь |
Уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления | Использование пиктограмм, игра “Волшебные шары”, рисование красками: “Мой город” |
2 | День воспитателя и учителя (всенародный) |
октябрь | Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых, музыкальных и художественных приёмов | Игры: “Мама и детёныш”, “Наседка и цыплята”, изготовление поздравительных открыток из пуговиц (по цвету) |
3 | День именинника
|
ноябрь | Распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти | Рассматривание фотографий, игра “Кубик”, чаепитие |
4 | День “Русской кухни” | декабрь | Закрепить эмоции, развитие мимики и пантомимики | Игры: “Поварята”, “Люблю – не люблю” с использованием индивидуального зеркала, изготовление мимических образов из теста. |
5 | Праздник “Новый год” (всенародный) | январь | Научить различать эмоции по схематическим изображениям, умение пользоваться средствами выразительности | Игра “Маски”, Хоровод: “Что нам
нравится зимой?” Изготовление пригласительных открыток |
6 | День Святого Валентина (всенародный) | февраль | Формирование интонационной стороны речи, проговаривание фраз с разной интонацией | Чтение стихотворения, слушание песни “Валентинов День”, изготовление “валентинок” по цвету |
7 | Праздник Севера | март | Развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов | Рассматривание атрибутов народов севера, изготовление альбома из детских рисунков, аппликаций… Игры: “Олени и пастух”, “Гей, гей, гей” |
8 | День смеха (всенародный) | апрель | Формирование умения пользоваться средствами выразительности иронического и шуточного характера | Игра: “Облака”, рассказывание шуточных историй, чтение “перевёртышей”, обыгрывание дразнилок, рисование юмористических картинок. |
9 | День земли (всенародный) | май | Развитие у детей невербальных средств общения, уточнение эмоциональных состояний | Игры: “Дождик”, “Берёзка”, изготовление поделок из оригами и природного материала |
10 | День защиты детей (всенародный) | июнь | Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей. Передавать заданное эмоциональное состояние | Рассматривание иллюстраций под
рубрикой: “Счастливое детство” в сравнении с
иллюстрациями изображения детей Х1Х века. Игра-пиктограмма: “Прочитай письмо”, коллективная работа: “Дети нашей планеты” |
Но жизнь не стоит на месте, и некоторые интересные моменты, наиболее близкие детям, нашли своё отражение в процессе нашей деятельности.
На первом этапе работы большое внимание было уделено развитию эмоций у детей, так как они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях, что помогло не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и смягчить некоторые нарушения их психоэмоционального развития (эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность). Большую помощь в этом мне оказали сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры, так как они естественно вписываются в любую детскую деятельность.
Педагоги должны помнить, что для ребёнка просто необходимо наполнить жизнь событиями, о которых они смогут рассказать.
Конспект занятия.
Беседа: “Праздник Севера”
(для детей старшей группы с нарушениями речи)
Цели:
- закрепить знания детей о народах севера, их традициях и обычаях;
- уточнить знания об олене, как домашнем животном;
- развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов;
- воспитывать уважение к людям севера.
Активизация словаря: хорей, малица, пастух – каюр, чум, нарты, очаг.
Материал: сувениры, приобретённые на празднике, атрибуты для игры: “Олени и пастух”, материал для детских работ, аудиокассета с народной ненецкой песней “Молодая девушка”.
Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстраций, фотографий, слушание музыки народов севера, имитирование движений животных,
Ход занятия
Воспитатель вызывает детей на беседу.
Она эмоционально произносит: “Дети, я вчера была на празднике народов Севера! (Дети тут же восклицают, что они тоже там были).
Воспитатель спрашивает: “Что интересного вы увидели на празднике?”
Дети с удовольствием перечисляют все запомнившиеся моменты.
Воспитатель поддерживает их высказывания, преследуя цель уточнения и закрепления знаний детей о народах севера, их традициях и быте.
Воспитатель спрашивает: “Что вызвало у вас на празднике радость, смех?”
Дети перечисляют возможные варианты и рассказывают об этом с интонационным выражением и все вместе переживают чувство радости. Рассматривают приобретённые сувениры и с восхищением рассказывают о понравившейся вещи.
Воспитатель спрашивает: “Наверное, были на празднике и такие моменты, когда вам было грустно?”
Дети тоже откликаются на высказывания и уже с интонацией грусти в голосе рассказывают, что им было грустно и жалко оленей, когда очень много детей садились на нарты; им было жалко ненцев, которые им показались маленькими и очень беспокойными. Жалко детей этих народов, потому что они ничего не знают о городской жизни.
Минута релаксации (звучит тихая спокойная мелодия): посидели и погрустили. Как в тундре живут одиноко эти народы и как, наверное, скучно бывает их детям.
Воспитатель предлагает вспомнить, кто из детей, возможно, пережил чувство злости и почему?
Дети вспоминают, что кого-то обидели, когда стояли в очереди, чтобы прокатиться, кто-то упал на горке и набил себе шишку и т. д. Все вместе переживают эту ситуацию и мимикой выражают это состояние.
Воспитатель предлагает вспомнить, что вызвало у детей удивление?
Дети отметили, что хотя народы севера маленькие, в длинной одежде, но они очень ловкие и быстрые. Затем поделились своими наблюдениями во время игр, аттракционов и силовых упражнений.
Воспитатель предлагает детям провести подвижную игру: “Олени и пастухи”. Основная цель которой, отработка интонационного произношения междометия с постепенным усилением голоса: Гей-гей-гей! (Когда погонщик-каюр погоняет оленей).
Воспитатель предлагает детям отдохнуть возле очага (горит свеча, верхний свет в группе приглушен, дети держатся за руки) и послушать песню на ненецком языке; после чего дети предлагается нарисовать свои впечатления (на выбор: красками, карандашами, фломастерами или мелками).
Из детских работ оформляется выставка, которую могут посетить все дети детского сада и их родители.