C момента рождения и до поступления в дошкольные учреждения ребёнок воспитывается в семье в атмосфере любви, внимания и ласки. Но приходит время, когда маме нужно идти на работу, и отдавать своего малыша в детский сад. У других родителей есть возможность не торопиться с выходом на работу и ребёнок воспитывается только в семье. Родительская забота и любовь не могут удовлетворить потребность ребёнка в общении со сверстниками, в их совместных играх и занятиях.
Именно для этих целей в 2003 году на базе центр развития ребенка детский сад “Ёлочка” был организован Информационно-консультативный центр “Школа для всех”. Главной задачей центра является создание механизма работы внутри ДОУ с неорганизованными детьми и их родителями, закрепленным договором о сотрудничестве.
Работа Центра начинается со сбора информации о детях, не посещающих детский сад по микрорайону. Сведения берутся из детской поликлиники, проводится опрос по телефону, а затем проводится анкетирование с целью узнать запросы родителей.
Вторым этапом нашей работы является организация и проведение “Круглого стола”, участниками которого являются
- Специалисты ДОУ: воспитатели группы раннего возраста, педагог-психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагог ИЗО-деятельности, медицинская сестра, музыкальный руководитель;
- Специалисты поликлиники: врач педиатр, медицинский психолог;
- и др. специалисты по запросу родителей.
Итог этой встречи – план работы информационно-консультативного центра.
Третий этап работы – это непосредственно предоставление услуг неорганизованным детям и их родителям в соответствии с их потребностями и возможностями ДОУ. Для себя мы выделили следующие направления:
- Выпуск информационных листовок педагогического содержания, с целью педагогического просвещения родителей детей, не посещающих ДОУ.
- Объявления с целью рекламы для привлечения к сотрудничеству.
- Непосредственно работа с родителями. Это беседы, анкетирование, тренинг с педагогом-психологом “Давайте познакомимся”, проводятся индивидуальные и групповые консультации, экскурсия по саду, посещение занятий.
- Работа детско-родительского клуба “Школа для всех”. Задачами этого клуба являются:
- Знакомство родителей с возрастными особенностями развития и воспитания ребенка,
- Обучение практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей,
- Формирование у родителей положительной мотивации на детский сад,
- Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,
- Организация обмена опытом семейного воспитания.
Занятия проводятся в течение 2 месяцев, 1-2 раза в неделю и дается очень интересное практическое домашнее задание.
Вместе с мамами или папами малыши приходят к нам в наш клуб. Сначала родители и дети знакомятся с воспитателями и групповой комнатой. Например, мы организуем игру – путешествие “В гости к Мишке”, где родители и дети в игровой форме совершают путешествие по группе. Мы рассказываем об основных игровых островках группы и их назначении. В конце встречи мы все пьем чай и обсуждаем вопросы, накопившиеся у родителей. А дети в это время самостоятельно исследуют то, что им больше всего понравилось, что их заинтересовало.
Наши встречи посвящаются разным направлениям:
- Музыкальное развитие (занятия “Весёлые погремушки”, “ Ладушки- ладушки”).
- Физическое развитие (игра-путешествие “Догоните детки мяч”).
- Речевое развитие (занятие по фольклору “Сядем рядком, поговорим ладком”).
- Развитие творческих способностей (занятие “Кап-кап, шлёп-шлёп”).
- Сенсорное развитие (занятие “Разноцветные шарики”).
В зависимости от темы занятия оформляется групповая комната, подбираются консультации, оформляются выставки и приглашается соответствующий специалист (логопед, психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Все занятия увлекательны и доступны детям, на каждом из них используется пальчиковая или дыхательная гимнастика, физкультурные минутки. Малышам очень интересно, ведь для большинства из них – это впервые.
Деятельность информационно-консультативного центра “Школа для всех” в нашем ДОУ помогает:
1. Специалистам детского сада:
- Раскрыть профессиональные возможности воспитателей.
- Обогатить опыт взаимодействия с семьей.
- Получить информацию о существующих типах семьи и особенностях семейного воспитания.
- Увидеть причины проблем, как семьи в целом, так и отдельно взятого ее члена, что особенно важно – ребенка.
- Дифференцировать взаимодействие с семьей в соответствии с информацией о ее проблемах.
- Увидеть причины отклонений в поведении ребенка.
- Организовать взаимодействие с молодой семьей.
2. Родителям:
- Узнать об основных потребностях ребенка и возможностях удовлетворения их в семье.
- Повысить свою компетентность в вопросах педагогики и психологии.
- Повысить доверие родителей к педагогам детского сада.
3. Детям:
- Установить контакт с воспитателем.
- Установить контакт с другими детьми.
- Лучше адаптироваться к детскому саду.
Родители благодарны нам за заботу и любовь к детям, а мы за доверие к нам и нашему ДОУ.
Занятие с детьми раннего возраста
“Сядем рядком, поговорим ладком!”
Цель: Помочь понять содержание потешки, вызвать у ребенка желание слушать ее, проговаривать слова (“топ-топ”), учить звукоподражанию: “мяу-мяу”, “пи-пи-пи”.
Ход занятия.
1 часть
В гости к детям приходит котик. Дети вместе с воспитателем рассматривают его. Педагог читает строки из уже знакомой потешки:
Здравствуй, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток.
Педагог просит показать хвостик у котика.
Как у котика усы
Удивительной красы
Дети показывают усы.
Глазки смелые,
Зубки белые
Дети показывают глазки и зубки.
Далее воспитатель просит каждого ребенка спеть песенку котенка (“мяу-мяу”) и погладить его.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Затем воспитатель сажает котика на дорожку.
2 часть.
Воспитатель читает потешку несколько раз (или просит мам):
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок
Топ – топ!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Уходи с дороги, кот!
Наша Танечка идет!
Топ – топ, топ – топ,
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ – топ, топ – топ, топ – топ!
Дети ходят по дорожке, проговаривая слова: “топ – топ”
3 часть.
Раздается писк: “Пи-пи-пи”
Воспитатель: Мышка прибежала. Давайте ее поищем”.
Физкультминутка: Дети ходят по группе, заглядывают под стулья и находят мышку.
Мышка: “Кот ушел? Я кота боюсь!”
Педагог предлагает детям попищать как мышки (Хоровые и индивидуальные ответы: “Пи-пи”).
Игра “Спрячь мышку”: прибегает кот, дети прячут мышку. Игра при желании повторяется.
Воспитатель: А сейчас, попрощаемся с котиком и мышкой (Дети машут ручкой).