Разработка урока математики по теме: "Степень числа" в 5-м классе

Разделы: Математика


Тема: “ Степень числа ”.  (2 ч. )

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Знать: определение степени; понятия – “ основание степени ”, “ показатель степени ”.

Уметь: находить числовое значение степени, определять порядок действий и находить значения числовых выражений, содержащих степень.

Структура урока:

1.  Организационный. 

2.  Актуализация знаний и умений.

3.  Постановка цели урока.

4.  Усвоение нового материала.   (Самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя.  Парная, групповая, индивидуальная форма работы. )

5.  Подведение итогов урока.

6.  Информация о домашнем задании.

Ход урока.

1.  Актуализация темы.  Постановка цели урока.

На доске написаны примеры.  Каким действием можно заменить сумму, чтобы получить верное равенство? (ответ детей)

4+4= 4*4=
5+5+5= 5*5*5=
3+3+3+3= 3*3*3*3=
2+2+2+2+2=   2*2*2*2*2=

Посмотрим на другой столбец примеров.  Что можно заметить в них? Есть ли способ замены произведения другим действием? (дискуссия детей). Выход на тему и цель урока: “Степень числа”.  Включение учащихся в самостоятельную работу по алгоритму.

2.  Изучение нового материала.

Алгоритм работы.

І.  Работа в парах.

1.  Прочитайте п. 7 учебника (один ученик читает, другой слушает):

1 вариант: стр. 69 и два абзаца стр. 70.

2 вариант: с третьего абзаца стр.  70.

Взаимопередача темы.

2.  Выучите определение степени на стр. 70.

3.  Устно ответьте на вопросы: (работа в парах)

- Какое выражение называется степенью?

- Как обозначают основание степени?

- Как обозначают показатель степени?

- Что показывает основание степени?

- Что показывает показатель степени?

ІІ.  Фронтальная работа.

(На доску поместить Схему 1 – отработка понятий: степень, основание степени, показатель степени, которыми учащиеся овладевали, работая в парах.   Составление опорной записи. )

Схема 1

СТЕПЕНЬ ЧИСЛА

an - cтепень

a – основание степени

n – показатель степени

ІІІ.  Работа в парах.  Первичный контроль усвоения понятий(Приложение 1.  Тест 1. )

1.  Выполните ТЕСТ 1.  Оцените работу.

2.  Проверьте друг друга с помощью ключа на доске.  Оцените работу.

ІV.  Фронтальная работа.

Возвращение и выполнение недорешенных примеров (второй столбец).

Замена произведения степенью.  ( На доску поместить схему 2. Отработка понятий: степень, основание степени, показатель степени на примерах.

Выполнение преобразования выражений, содержащих степени, на основе определения; задания на порядок действий в выражении, содержащем степень).

Схема 2

ПРИМЕР:

8 3 – степень

8 – основание степени

3 – показатель степени            

8 3 = 8 * 8 * 8 = 512

10 * 5 2 = 10 * 25 = 250

( 10 * 5 )2 = 50 2 = 2500

V.  Индивидуальная работа.  Первичный контроль: усвоение знаний 1 уровня.  (Приложение 2.  Тест 2. )

1. Выполните ТЕСТ 2.  Оцените работу.

2. Проверьте правильность решения по ключу у учителя.  Оцените работу.  (Если есть вопросы – обратитесь к учителю).

VІ.  Индивидуальная работа.  Вторичный контроль: усвоение знаний 2 уровня.  (Приложение 3.  Тест 3. )

1. Выполните ТЕСТ 3.  Оцените работу.

2. Проверьте правильность решения по ключу у учителя.  Оцените работу.  (Если есть вопросы обратитесь к учителю).

VІІ.  Индивидуальная работа.  Вторичный контроль: усвоение знаний 3 уровня.

(Приложение 4.  Тест 4. )

1.  Выполните ТЕСТ 4.  Оцените работу.

2.  Проверьте правильность решения по ключу у учителя.  Оцените работу.  (Если есть вопросы – обратитесь к учителю).

3. Сдайте работу учителю.

4. Выполните устную контрольную работу (Схема 3). Результаты запишите в тетрадь (сверить ответ).

Схема 3

VІІІ.  Самостоятельная работа на три уровня самооценки.

1 вариант 2 вариант

1 уровень

1.  Запишите в виде степени:

а) 3*3 а) 4*4*4
б) 10*10*10 б) 2*2*2*2
в) 1*1*1*1*1*1*1   в) 5*5
2.  Вычислите:
а) 53 а) 43
б) 132 б) 122
в) 304 в) 204

2 уровень

1.  Вычислите:

а) 5*103 а) 33*10
б) 3*22 б) 4*22
в) (3*2)2 в) (2*4)2
2.  Сравните числа:
а) 23 и 32 а) 34 и 43
б) 42 и 32 б) 62 и 53
в) 43 и 53 в) 34 и 24

3 уровень

1.  Определите показатель степени числа и запишите его вместо звездочки:

а) 8* = 512 а) 3* = 81
б) 2* = 64 б) 7* = 343
в) 6* = 1296 в) 5* = 3125
2.  Упростите запись, используя степень:
а) 2*2*2*5 а) 8*3*3
б) (2*5)*(2*5)*(2*5) б) 17*5*5*5*17
в) 13*6*6*6*6*13 в) (5*3)*(5*3)*(5*3)*(5*3)

ІХ.  Резервный материал.  Работа в группах.   Решение занимательной развивающей задачи с использованием степени.

Играем в математическое лото.  Приложение 5.

Х.  Рефлексия.  Подведение итогов урока.

ХІ.  Задание на дом.

 

В рабочих тетрадях выполнить №№ 75; 76; 77.

Приложение 1

 

 

Тест 1.

Заполни пропуски.

Выражение вида______ называется степенью, где ____________- это основание степени, а _____________- это показатель степени.

Основание степени – это ________________________________________, а показатель равен _____________________________________________________________________.

Примеры:

1.  В выражении 64 число __________ основание степени, число ___________________ - показатель степени.

2.  У степени _____________ основание равно 2, а показатель равен 5.

Приложение 2

Тест 2.

Запишите в виде степени.

1.  2*2*2
а) 23 б) 8 в) 32 г) 6
2.  100*100
а) 10000 б) 100 2 в) 200 г) 2 100
3.  5*5*5*5*5*5
а) 5 6 б) 15625 в) 30 г) 6 5

Приложение 3

Тест 3.

Вычислите:

1.  7 4.  4*10 2
а) 49 б) 14 в) 56 а) 400 б) 1600 в)160
2.  90 2 5.  0*10 3
а) 180 б) 8100 в) 810 а) 1000 б) 0 в) 10
3.  20 3 6.  1*10 3
а) 80 б) 600 в) 8000 а) 10 б) 100 в) 1000

Приложение 4

Тест 4.

Вычислите:

1.  6*2 3 4.  (4+5) 2
а) 48 б) 1728 в) 36 а) 81 б) 18 в) 41
2.  27 : 3 2 5.  (13- 5) 2
а) 81 б) 3 в) 4 а) 16 б) 64 в) 144
3.  250 : 5 3 6.  10 + 5 2
а) 1250 б) 150 в) 2 а) 30 б) 35 в) 20

Приложение 5

Математическое лото

А 51 М 33 И ( 2+1 )2
Ц 62 Д 72 Н 2 + 12
К 23 Г 82 С ( 5 – 4 )3
Т 42 Е 01 Х 5 * 22
В 22 Р 52 О ( 5 * 2 )2
4
 
27 5 16 0 27 5 16 9 8 0
                   
3 0 16
     
36 5 25 1 8 9 20
             
49 100 25 100 64
         

Ключ.

Тест 1.

Выражение вида an называется степенью, где a – это основание степени, n – это показатель степени.

Основание степени – это повторяющийся множитель, а показатель равен числу одинаковых множителей.

Примеры:

1. В выражении 6 4 число 6 – основание степени, число 4 – показатель степени.

2.  У степени 2 5 основание равно 2, а показатель равен 5.

Тест 2.

1 2 3
а б а

Тест 3.

1 2 3 4 5 6
а б в а б в

Тест 4.

1 2 3 4 5 6
а б в а б Б

Самостоятельная работа

   

1 вариант

2 вариант

Уровень

№ задания

а

б

в

а

б

в

1

1

32

103

17

43

24

52

 

2

125

169

810000

64

144

160000

2

1

5000

12

36

270

16

64

 

2

меньше

меньше

меньше

больше

меньше

больше

3

1

3

6

4

4

3

5

 

2

23 *5

(2*5)3

132*64

8*32

172*53

(5*3)4

Математическое лото

“В математике нет царских дорог”

Литература:

1. Дорофеев Г.В.  и др.  Математика: Учебник для 5 кл., Москва “Просвещение”, 1996.

2.  Дорофеев Г.В.  и др.  Дидактические материалы для 5 кл., Москва “Просвещение”, 2001.

3.  Бунимович Е.А.  и др.  Математика: Рабочая тетрадь для 5 кл., Москва “Просвещение”, 2001