Разработка урока информатики во 2-м классе по программе "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Отображение множеств.

Цель урока: Ввести понятие “отображение множеств” в практической деятельности.

Задачи:

  • Учить устанавливать соответствие между элементами двух множеств.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся.
  • Способствовать формированию самооценки.

Оборудование:

Учебник-тетрадь “Информатика” 2 класс А.В. Горячев часть 2, мяч, вырезанные из картона фигурки: 3 детей, 3 санок, лиса, белка,. 3 зайца, 3 домика, 5 книг, индивидуальные дощечки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.

Подготовимся к уроку психологически.

Вспоминаем упражнение " Лифт".

Правая рука на животе, левая на макушке головы. Поднимаемся на 1 этаж: делаем неглубокий вдох, надуваем живот – выдох плавно, втягиваем живот в себя. Поднимаемся на 2 этаж: вдох глубже – выдох, теперь на 3 этаж, а вот и крыша. Теперь плавно спускаемся вниз (аналогично).

Молодцы. Садитесь.

2. Актуализация знаний, планирование деятельности.

- Вспомните, что называется множеством?

- Как называются предметы, которые входят, в какое- либо множество?

- Что нужно сделать, чтобы задать множество?

А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется: "Рыба, птица, зверь".

(Игра с мячом).

Я бросаю мяч и задаю вам множество, ученик, поймавший мяч, называет элемент данного множества.

Учитель: Рыба (предполагаемые ответы детей: щука, окунь и т.д.)

Учитель: Птица (предполагаемые ответы детей: ласточка, сова и т.д.)

Учитель: Зверь (предполагаемые ответы детей: волк, медведь и т.д.)

- Кого больше рыб или акул? Почему?

- Кого меньше птиц или ласточек? Почему?

А сейчас отгадайте загадку.

Бела баба успевает
Весь свет одевает. (Зима)

- Какие слова у вас ассоциируются с отгадкой?

(Ученики называют слова: снег, метель, горка и т.д.)

- В какие игры играют зимой? (Хоккей, снежки и т.д.)

А сейчас давайте возьмём санки и отправимся на прогулку.

Откройте тетради с.14 № 31

Раздайте детям санки, дорисуйте верёвочки от санок к детям.

(1 ученик работает индивидуально с наглядностью у доски)

- Ребята, посмотрите, как выполнено задание на доске. Вы согласны?

То, что мы выполняли с вами практически, можно отобразить в схеме.

Рассмотрите схему. (На доску вывешивается схема).

- Что обозначают точки в кружочке слева?

- Почему справа тоже 3 точки?

- Что обозначают данные стрелки?

- Какое множество больше санок или детей?

- Какое соответствие между элементами 2-х множеств вы заметили?

Вывод: Каждому элементу одного множества соответствует элемент

другого множества.

3. Открытие новых знаний (в виде разрешения проблемной ситуации).

- Вы не замерзли, пока катались? А вот рядом с горкой в лесу живут лесные жители.

А зверюшки озябли, холодно им в лесу. У них нет своего жилья, давайте расселим их по домикам, которые приготовили вы на уроках художественного труда.

(На доске зверюшки: лиса, белка, три зайца и 3 домика)

- Всем хочется жить в домике, никого нельзя оставить на улице.

Давайте им поможем. Чтобы легче им было заселиться, нарисуем к каждому домику - дорожку.

(Выслушиваем варианты детей, при необходимости дополняем их вопросами)

- Кто будет жить в первом домике?

- Кого заселим во втором домик?

- Можно к лисе подселить зайчат? Почему?

- Кто будет жить в третьем домике?

-А теперь попробуйте отобразить это на схеме самостоятельно.

(Учащиеся работают в парах на индивидуальных дощечках, 2 ученика – за доской).

Проверка:

- Сравните свою схему, со схемами на доске, которые выполнили ребята.

- Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств?

Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого

множества.

4. Применение новых знаний.

- Посмотрите внимательно на рисунок с.15 № 33.

Вороны не стали ждать, когда мы их расселим в домики, а сами выбрали удобное местечко на деревьях. Рассмотрите внимательно и отобразите на схеме, как расселились вороны.

Проверка: Посмотрите, как выполнила это задание я. (Вывешивается схема на доске). Правильно я сделала?

Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств?

Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого

множества.

5. Физминутка.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

(Дети поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого, одновременно на обеих руках. На последней строке – сжимают все пальцы вместе).

- Элементы, какого множества вы называли? (Семья)

- Перечислите эти элементы. (Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я).

6. Самостоятельная работа.

- Мы с вами учились отображать элементы множеств на схеме, а сейчас, рассмотрите внимательно схему с.15 № 34. Пользуясь схемой, раздайте детям воздушные шарики.

(Работу выполняют самостоятельно в тетрадях).

Проверка:

- Сколько шариков получил каждый ребенок?

- Какое соответствие между элементами 2-х множеств? А теперь, после игры с шариками

Таня с Сашей отправились в библиотеку.0ни очень любят читать. Как говорится в пословице: “Делу время, а потехе - час”. Рассмотрите внимательно рисунок на с.16.

- Отобразите на схеме данные элементы множеств и покажите их соответствие (самостоятельно работают в тетрадях).

- Давайте обыграем то, что вы сейчас сделали в схеме.

(У доски девочка и мальчик, на столе 5 книг).

- Возьмите книги в библиотеке.

- Сколько книг может взять каждый ученик?

- У кого такое отображение?

- Какие могут быть еще варианты? Варианты ответов:

Таня- 1, Саша-4;

Таня-2, Саша-3;

Таня-3, Саша-2;

Таня-4, Саша-1.

- Какое здесь соответствие?

7. Презентация открытия.

- А сейчас каждая группа подготовит свой проект истории к данным схемам.

-1-я группа: Придумать историю к схеме. (Схема на листе)

-2-я группа: Придумать свою историю к схеме. (Схема на листе)

-3-я группа: Нарисовать любую схему и придумать к ней свою историю.

Представитель от каждой группы защищает свой проект и называет соответствие между элементами двух множеств. (Остальные учащиеся добавляют, выражают своё мнение о предложенных вариантах.)

8. Итог урока.

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (Соответствие множеств)

- Чему вы научились на уроке? (Устанавливать соответствие между элементами двух множеств)

- Где в реальной жизни вы можете встретиться с данными соответствиями? (в пенале несколько ручек, портфель и учебники, дневник и ученик и т.д.)

9. Психологическая разгрузка.

- Локти поставьте на парту. Пальцы рук переплетены, глаза закрыть ладонями, так чтобы переплетение пальцев было на переносице.

Веки расслаблены, делаем глубокий вдох-выдох, дыхание ровное.

Руки, ноги, расслаблены, делаем глубокий вдох, выдох.

Сегодня вы познакомились с новым понятием: “отображение множеств”,

Научились ставить в соответствие элементам одного множества, элементы другого множества. Вся информация, полученная вами сегодня на уроке, надолго останется в вашей памяти. Делаем глубокий вдох, выдох. На счёт 3 вы откроете глаза, на счет 4 примите исходное положение. 1, 2, 3, - открываем глаза, 4 – принимаем исходное положение. Спасибо за хорошую работу на уроке. Наш урок окончен.