Тема: Отображение множеств.
Цель урока: Ввести понятие “отображение множеств” в практической деятельности.
Задачи:
- Учить устанавливать соответствие между элементами двух множеств.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся.
- Способствовать формированию самооценки.
Оборудование:
Учебник-тетрадь “Информатика” 2 класс А.В. Горячев часть 2, мяч, вырезанные из картона фигурки: 3 детей, 3 санок, лиса, белка,. 3 зайца, 3 домика, 5 книг, индивидуальные дощечки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Подготовимся к уроку психологически.
Вспоминаем упражнение " Лифт".
Правая рука на животе, левая на макушке головы. Поднимаемся на 1 этаж: делаем неглубокий вдох, надуваем живот – выдох плавно, втягиваем живот в себя. Поднимаемся на 2 этаж: вдох глубже – выдох, теперь на 3 этаж, а вот и крыша. Теперь плавно спускаемся вниз (аналогично).
Молодцы. Садитесь.
2. Актуализация знаний, планирование деятельности.
- Вспомните, что называется множеством?
- Как называются предметы, которые входят, в какое- либо множество?
- Что нужно сделать, чтобы задать множество?
А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется: "Рыба, птица, зверь".
(Игра с мячом).
Я бросаю мяч и задаю вам множество, ученик, поймавший мяч, называет элемент данного множества.
Учитель: Рыба (предполагаемые ответы детей: щука, окунь и т.д.)
Учитель: Птица (предполагаемые ответы детей: ласточка, сова и т.д.)
Учитель: Зверь (предполагаемые ответы детей: волк, медведь и т.д.)
- Кого больше рыб или акул? Почему?
- Кого меньше птиц или ласточек? Почему?
А сейчас отгадайте загадку.
Бела баба успевает
Весь свет одевает. (Зима)
- Какие слова у вас ассоциируются с отгадкой?
(Ученики называют слова: снег, метель, горка и т.д.)
- В какие игры играют зимой? (Хоккей, снежки и т.д.)
А сейчас давайте возьмём санки и отправимся на прогулку.
Откройте тетради с.14 № 31
Раздайте детям санки, дорисуйте верёвочки от санок к детям.
(1 ученик работает индивидуально с наглядностью у доски)
- Ребята, посмотрите, как выполнено задание на доске. Вы согласны?
То, что мы выполняли с вами практически, можно отобразить в схеме.
Рассмотрите схему. (На доску вывешивается схема).
- Что обозначают точки в кружочке слева?
- Почему справа тоже 3 точки?
- Что обозначают данные стрелки?
- Какое множество больше санок или детей?
- Какое соответствие между элементами 2-х множеств вы заметили?
Вывод: Каждому элементу одного множества соответствует элемент
другого множества.
3. Открытие новых знаний (в виде разрешения проблемной ситуации).
- Вы не замерзли, пока катались? А вот рядом с горкой в лесу живут лесные жители.
А зверюшки озябли, холодно им в лесу. У них нет своего жилья, давайте расселим их по домикам, которые приготовили вы на уроках художественного труда.
(На доске зверюшки: лиса, белка, три зайца и 3 домика)
- Всем хочется жить в домике, никого нельзя оставить на улице.
Давайте им поможем. Чтобы легче им было заселиться, нарисуем к каждому домику - дорожку.
(Выслушиваем варианты детей, при необходимости дополняем их вопросами)
- Кто будет жить в первом домике?
- Кого заселим во втором домик?
- Можно к лисе подселить зайчат? Почему?
- Кто будет жить в третьем домике?
-А теперь попробуйте отобразить это на схеме самостоятельно.
(Учащиеся работают в парах на индивидуальных дощечках, 2 ученика – за доской).
Проверка:
- Сравните свою схему, со схемами на доске, которые выполнили ребята.
- Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств?
Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого
множества.
4. Применение новых знаний.
- Посмотрите внимательно на рисунок с.15 № 33.
Вороны не стали ждать, когда мы их расселим в домики, а сами выбрали удобное местечко на деревьях. Рассмотрите внимательно и отобразите на схеме, как расселились вороны.
Проверка: Посмотрите, как выполнила это задание я. (Вывешивается схема на доске). Правильно я сделала?
Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств?
Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого
множества.
5. Физминутка.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Дети поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого, одновременно на обеих руках. На последней строке – сжимают все пальцы вместе).
- Элементы, какого множества вы называли? (Семья)
- Перечислите эти элементы. (Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я).
6. Самостоятельная работа.
- Мы с вами учились отображать элементы множеств на схеме, а сейчас, рассмотрите внимательно схему с.15 № 34. Пользуясь схемой, раздайте детям воздушные шарики.
(Работу выполняют самостоятельно в тетрадях).
Проверка:
- Сколько шариков получил каждый ребенок?
- Какое соответствие между элементами 2-х множеств? А теперь, после игры с шариками
Таня с Сашей отправились в библиотеку.0ни очень любят читать. Как говорится в пословице: “Делу время, а потехе - час”. Рассмотрите внимательно рисунок на с.16.
- Отобразите на схеме данные элементы множеств и покажите их соответствие (самостоятельно работают в тетрадях).
- Давайте обыграем то, что вы сейчас сделали в схеме.
(У доски девочка и мальчик, на столе 5 книг).
- Возьмите книги в библиотеке.
- Сколько книг может взять каждый ученик?
- У кого такое отображение?
- Какие могут быть еще варианты? Варианты ответов:
Таня- 1, Саша-4;
Таня-2, Саша-3;
Таня-3, Саша-2;
Таня-4, Саша-1.
- Какое здесь соответствие?
7. Презентация открытия.
- А сейчас каждая группа подготовит свой проект истории к данным схемам.
-1-я группа: Придумать историю к схеме. (Схема на листе)
-2-я группа: Придумать свою историю к схеме. (Схема на листе)
-3-я группа: Нарисовать любую схему и придумать к ней свою историю.
Представитель от каждой группы защищает свой проект и называет соответствие между элементами двух множеств. (Остальные учащиеся добавляют, выражают своё мнение о предложенных вариантах.)
8. Итог урока.
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (Соответствие множеств)
- Чему вы научились на уроке? (Устанавливать соответствие между элементами двух множеств)
- Где в реальной жизни вы можете встретиться с данными соответствиями? (в пенале несколько ручек, портфель и учебники, дневник и ученик и т.д.)
9. Психологическая разгрузка.
- Локти поставьте на парту. Пальцы рук переплетены, глаза закрыть ладонями, так чтобы переплетение пальцев было на переносице.
Веки расслаблены, делаем глубокий вдох-выдох, дыхание ровное.
Руки, ноги, расслаблены, делаем глубокий вдох, выдох.
Сегодня вы познакомились с новым понятием: “отображение множеств”,
Научились ставить в соответствие элементам одного множества, элементы другого множества. Вся информация, полученная вами сегодня на уроке, надолго останется в вашей памяти. Делаем глубокий вдох, выдох. На счёт 3 вы откроете глаза, на счет 4 примите исходное положение. 1, 2, 3, - открываем глаза, 4 – принимаем исходное положение. Спасибо за хорошую работу на уроке. Наш урок окончен.