Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: урок-тренинг.
Цели урока:
- 0бучающая – повторение и закрепление основных, фундаментальных понятий информатики, навыков работы с приложениями MS Office, систематизация знаний.
- Развивающие – расширение кругозора
учащихся в плане понимания информационного
единства мира, интеграции знаний, их
универсального характера;
– формирование взглядов на возможности расширения области применения полученных знаний;
– развитие логического мышления уч-ся;
– развитие познавательного интереса в плане осмысленного, взвешенного поиска ответов на поставленные в тесте вопросы. - Воспитывающие – воспитание
ответственного отношения не только к своим
ответам на вопросы теста, но и к оцениванию
ответов одноклассников;
– воспитание целеустремленности в процессе поиска верных ответов;
– привитие навыков культуры, элементов здорового образа жизни в процессе демонстрации и выполнения комплекса упражнений для разгрузки глаз, позвоночника и снятия нервного напряжения при работе на ПК.
1. Организационный момент.
- Заготовка теста заранее перед уроком по сети передана на каждый ПК.
- Для каждого учащегося приготовлен чистый листок для ответов.
- Презентация с комплексом упражнений заранее подготовлена и установлена на каждом ПК.
- Заранее подготовлено музыкальное сопровождение для выполнения разгрузки.
Учитель дает следующие очень важные советы учащимся:
- Максимально сосредоточься – для тебя существует только текст заданий и часы.
- Начинай с легкого – это позволит тебе успокоиться и затем сосредоточиться на сложных заданиях.
- Надо научиться пропускать сложные.
- Исключай! – Многие задания можно выполнить быстрее, если сразу исключить неверные ответы. Тогда легче сделать выбор из оставшихся вариантов ответов.
- Угадывай! Слушай свою интуицию!– Если ты не уверен в выборе правильного ответа, но интуитивно отдаешь предпочтение одному варианту из предложенных, то и доверься своей интуиции.
- Читай текст вопросов и вариантов ответов очень внимательно, с выражением, т.к. правильная расстановка знаков препинания в речи может изменить смысл (в твоем понимании). Вероятность верного ответа возрастает.
- Обязательно оставь время на проверку, хотя бы беглый просмотр всех вопросов и ответов. Это добавит тебе баллы.
3. Первая часть работы с тестом.
Проведение тестового опроса (работа в индивидуальном режиме с лимитом времени, темп работы ученик выбирает самостоятельно). Учитель лишь периодически напоминает о лимите времени.
4. Сдача листочков и их блиц.
Проверка учителем с целью фиксации исправлений в ответах учащихся.
5. Упражнений для разгрузки
Выполнение учащимися комплекса упражнений для разгрузки при работе на ПК под специально подобранную музыку. Под руководством учителя учащиеся вместе с ним выполняют эти упражнения.
6. Вторая часть работы с тестом.
Взаимопроверка работ учащимися с обсуждением по ходу проверки и совместным поиском правильного ответа на вопросы теста. Все работают в едином режиме. При этом очень важен психологический аспект работы – объективность проверки и честность.
7. Сбор проверенных работ.
8. Критерии выставления оценок.
Учитель напоминает критерии выставления оценок (по рекомендациям тестологов).
Кол-во заданий в тесте |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
6 |
3 или меньше |
4 |
5 |
6 |
12 |
6 или меньше |
7,8 |
9,10 |
11,12 |
18 |
9 или меньше |
10-12 |
13-15 |
16 и больше |
24 |
13 или меньше |
14-17 |
18-21 |
22 и больше |
9. Блиц – оценивание работ.
Работы оцениваются учителем с помощью того же теста, но с указанием ответов, размещенного на экране головного ПК. Этот вариант теста готовится учителем заранее и в нужный момент выводится на экран (для проверки).
10. Объявление результатов.
11. Подведение итогов работы на уроке.
Примечания:
- Содержание теста рекомендуется менять с учетом уровня подготовленности класса в целом. После прохождения каждой крупной темы учащимся предлагается свой тест – опросник. Таким образом, в течение учебного года учащиеся выполняют 4 и более тестов, что приведет к выработке определенных навыков работы с тестами.
- Далее приведен фрагмент теста-опросника по фундаментальным вопросам информатики и основным приемам работы с приложениями OC Windows.
- Варианты предлагаемых ответов на вопросы не всегда корректны (с моей точки зрения), но именно это заставляет учащихся мыслить нестандартно, отходить от шаблонов и стереотипов, быть готовыми к ошибкам, допускаемым составителями тестов.
В приложении приведен тест-опросник по фундаментальным основам информатики и основным приемам работы с приложением MicroSoft OFFICE.