В нашей школе социальный заказ со стороны родителей и самих учащихся к формированию профильных 10-х классов определялся путем анкетирования, проводимого школьным психологом совместно с заместителем директора. Технология формирования профильных классов заключалась в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога и педагогического коллектива, а именно:
1. Проведение родительских собраний, с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, анкетирование среди родителей.
2. Определение конкретных направлений обучения в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.
3. Организация спецкурсов в 8-х классах.
4. Организация элективных курсов в 9-х классах.
5. Анкетирование в 9-х классах по вопросам определения предпочтений учащихся.
6. Проведение в конце 9-го класса экзаменов по выбору в зависимости от предполагаемого профиля обучения.
7. Организация работы психологов по следующим направлениям:
- информационное (оформление профориентационных стендов, встречи с представителями учебных заведений, просмотр видеофильмов о профессиях);
- диагностическое (анкетирование учащихся);
- консультирование;
- треннинговое (организация профессиональных игр по методике Н. Прянникова).
8. Создание информационной карты по открытию профильных классов в районе и городе.
9. Создание на основании приказа Управления по делам образования от 23.06.04. №426-у комиссии по приему обучающихся в профильные классы.
10. Проведение экзаменов в профильные классы: по обязательным предметам и по выбору.
11. Составление рейтинга образовательных достижений выпускников 9-х классов, в который помимо результатов экзаменов вошли так же результаты участия в предметных олимпиадах, конференциях, НОУ.
12. Приведение учебного плана каждого 10-го класса в соответствие с выбором учащихся, определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения. Подбор ПМО.
В результате проделанной работы были сформированы 10 профильные классы:
Психолого-педагогический;
Оборонно-спортивный;
Физико-математический;
Социально-правовой.
Анализ учащихся этих классов по посещению ими предметных элективных курсов позволяет уже сейчас сделать некоторые выводы о правильно построенной системе подготовки учащихся к определению “своего профиля”. Соотношение посещения предметных элективных курсов и выбранного профиля составляет 100% в физико-математическом и оборонно-спортивном классах. В социально-правом классе лишь небольшая часть учащихся (2%) посещали другие элективные курсы (литература, математика).
Таким образом, апробированная технология формирования 10-х профильных классов оказалась во многом эффективной. Для достижения поставленной задачи понадобился тщательный анализ имеющихся ресурсов и кадровых возможностей, осознанность выбора профиля обучения, продуманная тактика работы с родителями и учащимися, формирование общественного мнения, а так же совместные усилия администрации школы и педагогического коллектива по реализации поставленных задач.
В то же время хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, целесообразно в дальнейшем разработать единые критерии поступления в профильные классы для школ района, города, для облегчения создания сетевой профилизации.
В целом, оценить эффективность осуществленного в нашей школе механизма формирования профильных классов можно будет в дальнейшем, по результатам успеваемости учащихся профильных 10-х классов в конце первого полугодия, по результатам учебного года и по результатам выпускных экзаменов в конце следующего учебного года.