Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала, урок-игра.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Материалы и оборудование: пакеты с заданиями, ПК.
Цели урока:
Обучающая:
- отработать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- обобщение выполнения операций сложения и вычитания с числами недесятичной системы счисления;
Развивающая:
- развитие у учащихся представления о системах счисления;
- развитие творческого мышления;
- развитие интереса к предмету;
Воспитательная:
- воспитание человеческого достоинства, ответственности за свои поступки;
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку.
Ход урока:
- Организационный этап – 1 мин.
- Этап закрепления знаний – 36 мин.
- Физ.минутка – 1 мин.
- Итог урока – 1 мин.
- Этап информации учащихся о домашнем задании – 1 мин.
Организационный этап.
Сегодня у нас несколько необычный урок, который мы проведем в игровой форме.
Учащиеся разбиты на две команды (примерно по шесть человек). Разделение проводилось по промежуточным результатам, полученным в ходе изучения материала по данной теме. В каждой из групп присутствуют учащиеся успешно усвоившие данный материал, а также на оценку «хорошо» и «удовлетворительно», т.е. команды-участники по своим силам равны. В качестве экспертов и помощников учителя на уроке присутствуют 2 ученика из 9 класса.
Этап закрепления знаний.
Первый конкурс - эстафета «Кто быстрее?».
На доске имеются задания для двух команд. Побеждает тот, кто быстрее и безошибочно решит цепочку примеров.
Консультанты (учащиеся 9 класса) следят за правильностью выполнения заданий, используя для проверки прикладную программу «Калькулятор» из группы Стандартные.
После подведения итогов проведения первого конкурса, второй этап соревнований – конкурс капитанов команд (капитанами являются ученики, проявившие самый высокий уровень знаний по изучаемой теме).
Конкурс капитанов.
- Какое число следует за каждым из заданных? Ответ для каждого запишите в указанной и десятичной системах счисления. 1210; 9F16
- Какое число предшествует каждому из заданных: 1002; 1010? Ответ для каждого запишите в указанной и десятичной системах счисления.
Физминутка
Третий конкурс (форма работы групповая).
Команды получают индивидуальный пакет с заданиями. Каждый ученик получает пример, который по уровню сложности соответствует его умениям и навыкам. Самому успевающему необходимо решить два задания. Далее полученные результаты одной команде необходимо расположить в порядке возрастания, а другой, напротив – в порядке убывания, при этом каждой цифре соответствует определенная буква.
В итоге должно получиться название темы нашего урока, а именно, СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ.
Задания для команды №1 (ответы расположить в порядке возрастания)
- Выполните сложение: 10012 и 10102 (С)
- Какое десятичное число будет соответствовать шестнадцатеричному числу AF16?
- Выполните арифметические операции: 11102+11112, результат переведите в десятичную систему счисления. (Е)
- Выполните арифметические операции: 11112-1110, результат переведите в десятичную систему счисления. (С)
- Выполните арифметические операции: 9С16 – 7816, результат переведите в десятичную систему счисления. (М)
- Определите большее (первоначально переведите в десятичную с.с.) : 368 и АС16.
- Выпишите целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: [1916; 2016] в десятичной системе счисления, определите меньшее из них. (Т)
- Вычислите выражение: (11001012+AF16)/1348; (И)
- Переведите число 1010112 в десятичную систему счисления. (А)
Ответ: СИСТЕМА
Задания для команды №2 (ответы расположить в порядке убывания)
- Выполните сложение: 111112 и 12 (Л)
- Какое число следует за заданным: 1002 (ответ запишите в десятичной системе счисления)? (И)
- Определите большее (первоначально переведите в десятичную с.с.): 2578 и 2416. (Ч)
- Выполните арифметические операции: 100102+10112, результат переведите в десятичную систему счисления. (Е)
- Выполните арифметические операции: 100102-10112 , результат переведите в десятичную систему счисления. (Н)
- Выполните арифметические операции: 9С16 +7816 результат переведите в десятичную систему счисления. (С)
- Выполните арифметические операции: 8D16 - 3416 результат переведите в десятичную систему счисления. (И)
- Вычислите выражение: (1458+101011112)/1348; (Я)
- Переведите число 1110112 в десятичную систему счисления. (С)
Ответ: СЧИСЛЕНИЯ
Четвертый конкурс (форма работа индивидуальная)
Каждый учащийся занимает место за ПК, получает индивидуально карточку с заданиями, которые необходимо решить, пользуясь прикладной программой «Калькулятор». Учитель и консультанты проверяют правильность вычислительных операций.
Подведение итогов
Опираясь на работу помощников, учитель анализируют работу команд, каждого учащегося в отдельности, объявляются оценки.
Этап информации учащихся о домашнем задании.