Проект открытого урока в 10-м классе по теме: "Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: обобщить знания учащихся, полученные ими в ходе изучения темы “Россия в XVI веке”, и, предложив дать характеристику Ивана IV, сформировать у них представление об исторической эпохе, в которой протекала его деятельность, осознание её противоречивости. Научить учащихся давать собственную оценку неоднозначных исторических эпох, явлений и деятелей; размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции.

Опережающее задание: выбрать учащихся на роли Ивана Грозного, Андрея Курбского, Малюты Скуратова, секретаря. Остальные, изучив дополнительную литературу и объединившись в группы журналистов исторических газет, журналов, телевизионных программ, готовят вопросы Ивану Грозному и его современникам, факты и аргументы “за” и “против”.

Оборудование: магнитофон с записью позывных ток-шоу и музыкального сопровождения, подборка дополнительных материалов, исторических справок для секретаря, костюмы Ивана Грозного и его современников, декорации телевизионной студии и телеэкрана.

Оформление: на доске – плакаты с надписями: тема урока, “Независимое расследование”, “аргументы “за” и “против”. Кабинет разделен на две части. В одной располагаются исторические деятели (к началу урока они находятся за ширмой-экраном). В другой части – представители прессы со всеми атрибутами: таблички с названием газеты или журнала, фотоаппараты, видеокамеры, два микрофона.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к эпохе Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие и образные события его противоречивого царствования. Перед вами стоит задача оценить личность Ивана IV и высказать собственное отношение к времени его правления.

Урок проводится по типу ток-шоу “Независимое расследование”.

Итак, мы начинаем.

Звучат позывные ток-шоу.

Тема сегодняшнего расследования “Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления”. В студии присутствуют независимые журналисты, представители исторических газет, журналов и телевизионных программ (представить их названия). Помогать вести эту передачу мне будет наш секретарь (представить).

Вам предоставляется уникальная возможность пообщаться с помощью телемоста с гостями из XVI века: царем Иваном Грозным, боярином Андреем Курбским и Малютой Скуратовым, задать интересующие вас вопросы, высказать свое мнение о противоречивости того времени.

Не забывайте о чертах характера наших гостей, поэтому прошу соблюдать правила ведения дискуссии, быть тактичными и вежливыми.

Звучит классическая музыка.

Учитель зачитывает описание Ивана Грозного:

“Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов, Сам – высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом. Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ вместе со всей мрачной осанкой его фигуры приводили в сильный испуг впервые видевших его. Его взгляд пытлив и проницателен, он как бы пронизывает все насквозь, в глазах читается острый ум и напряженная мысль.

На нем надет опашень из тисненного бархата, украшенный серебряными пуговицами с самоцветными каменьями. Из-под ворота выступает меховой стоячий воротник. На ногах – расшитые сапожки, на голове - круглая шапочка, тафья, которую носили дома. В левой руке царя – разукрашенный посох с набалдашником из слоновой кости и с острым наконечником, в правой – четки”.

Нас почтил своим присутствием царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный со своими современниками боярином Андреем Курбским и Малютой Скуратовым. Во время объявления имен раздвигается ширма и появляются учащиеся в костюмах исторических деятелей.

Наши гости милостливо согласились присутствовать на нашем ток-шоу и пообщаться с вами. Прошу задавать интересующие вас вопросы.

Учащиеся от имени журналистов задают вопросы, попутно представляя свои издания. Во время вопросов по усмотрению учителя секретарь зачитывает исторические справки на темы: “Погром в Новгороде”, “Реформы Избранной Рады”, “Причины опричнины” и др. Учащиеся, исполняющие роли царя Ивана IV и его оппонентов отвечают на вопросы от имени исторического деятеля.

Материал для исторических справок:

Новгород

Приехав в Новгород, царь велел отобрать всех знатнейших жителей и торговцев, а также духовных и множество другого народу. Собрав всю эту толпу, Иван приказал раздевать их и терзать “неисповедимыми муками”, как говорит летописец, а потом велел бросать их в Волхов с моста; женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали к ним младенцев и в таком виде бросали в Волхов; по реке ездили царские слуги с баграми и топорами и добивали тех, которые всплывали. “Пять недель продолжалась неукротимая ярость царёва”. Когда, наконец, царю надоела такая потеха, он начал ездить по Новгороду, по монастырям и селам и приказывал перед своими глазами истреблять огнем хлеб в скирдах, рубить лошадей, коров и всякий скот, истреблять купеческие товары, разметывать лавки, ломать дворы и хоромы. С Иванова посещения Новгородский край уже окончательно обеднел и обезлюдел. Царь хотел отнять у него силу, “извести из него крамолу”.

Реформы Избранной Рады

Сильвестр и Адашев призвали к себе на помощь весь народ; они собрали именем государя Земский собор или Земскую Думу из выборных людей всей русской земли. Собравшиеся стали совещаться, как водворить правосудие и улучшить правление. Они составили Судебник и Уставные грамоты. Чтобы сохранить народ от царских наместников, новый Судебник давал жителям право выбирать своих земских старост, которые должны были сидеть на суде наместников и наблюдать за ними; для важных уголовных дел судьи выбирались всем уездом: они назывались губными старостами. Наконец, закон предоставлял право жителям совсем освобождаться от царских наместников и выбирать для управления своих излюбленных старост с платежом за то особого оброка в казну.

Опричнина

“Если хочешь быть настоящим самодержцем, – говорил царю бывший коломенский владыка Вассиан, – не держи около себя никого мудрее тебя самого, ты всех лучше. Если так будешь поступать, то будешь тверд в своем царстве, и все будет у тебя в руках, а если станешь держать около себя мудрейших, то поневоле будешь слушаться”.

Эти слова запали глубоко в самое сердце Ивана. Он поцеловал руку Вассиана и сказал: “Если бы отец родной был жив, так и тот не сказал бы мнке ничего лучшего!”

Князь Андрей Курбский

Боярин князь Андрей Курбский, сверстник и любимец Ивана, герой Казанской и Ливонской войн. В 1564 г., командуя московскими полками в Ливонии, проиграл так одну битву и, боясь царского гнева за эту ли неудачу или за связь с попавшими в опалу Сильвестром и Адашевым, убежал к польскому королю, покинув в Дерпте, где был воеводой, свою жену с малолетним сыном. Он принял деятельное участие в польской войне против своего царя и отечества. Но беглый боярин не хотел молча расстаться со своим покинутым государем: с чужбины, из Литвы, он написал резкое, укоризненное, “досадительное” послание Ивану, укоряя его в жестоком обращении с боярами. Кроме того, Курбский написал в Литве обвинительную историю князя великого московского, то есть царя Ивана, где также выражал политические воззрения своей боярской братии.

2. Учитель:

К сожалению время нашей передачи ограничено, поэтому я поблагодарю Ивана Васильевича, Андрея Курбского и Малюту Скуратова за искренние ответы и попрошу остаться до кона нашей передачи и поучаствовать в обсуждении.

Звучат позывные передачи.

А мы переходим к подведению итогов и высказыванию ваших мнений об услышанном.

Далее начинается обсуждение противоречивости эпохи правления Ивана IV. Дети делятся впечатлениями и высказывают свои мнения как “за”, так и “против”.

Тезисы положительных и отрицательных моментов записывает секретарь на доске под знаками “+” и “–“.

Учитель:

Какой же личностью предстает перед нашими глазами царь и Великий князь всея Руси Иван Грозный? Какие выводы можно сделать на основании ваших мнений и тезисов, записанных на доске?

Учащиеся должны сделать выводы о взаимосвязи противоречивости личности и эпохи.

Учитель:

Я думаю, мы можем сказать, что задача, поставленная нами перед уроком – оценить личность Ивана Грозного и высказать свое отношение к итогам его правления – нами выполнена. А задача наших зрителей – представителей исторических газет, журналов, телевизионных программ – написать заметку в свои издания или составить рассказ об увиденном и услышанном сегодня.

Спасибо за ваше участие!

Звучат позывные ток-шоу.