Цели: Продолжать развивать мелкую моторику, память, внимание; развивать умение управлять своим поведением; расширять кругозор. Научить делать фигурку «нерпа» техникой оригами. Продолжать воспитывать любовь к животным.
1. Психологический настрой.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Разминка для пальцев.
а) Вращение кистей.
б) Сжимание и разжимание пальцев в кулак.
в) «Погладим котенка» - поглаживание рук.
г) «Кольцо» - соединяем большой и указательный пальцы.
д) Ладонь - ребро - кулак.
е) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.
(Обратить внимание на панно, которое стоит перед ними).
Дети, мы постепенно будем заполнять это панно чайками, которые будут кружиться над водой - это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое выполненное задание на панно будет появляться новая чайка.
Задание 1. Нарисуй так же. Посмотри внимательно на рисунок с левой стороны и нарисуй такой же рядом.
Проверка. Появление чайки на панно.
Задание 2. А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку.
И не рыба, и не кит.
Кто она – поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались?
Это…… (нерпа)
Чтобы отгадать, кто это, вам необходимо сложить картинку из частей (в конверте лежит разрезная картинка нерпы).
Дети выполняют задание.
Молодцы! Так кто же это? Правильно. Это нерпа.
(На панно появляется чайка).
4. Рассказ о нерпе.
Нерпа обитается в водах озера Байкала. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет.
В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпенок - белек. Белек длиной 60-79 см и массой 3-3,5 кг. Одет белек белым мехом. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую находит в воде. Под водой нерпа находится 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по морю и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты.
Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в молодом льде.
Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
5. Повторение.
При правильном ответе на мой вопрос завязываем узелок на нитке (у каждого ребенка на столе лежит нитка).
Вопросы:
- Сколько у нерпы глаз? (Узелок)
- Сколько передних ласт? (Узелок)
- Уши есть? (Узелок)
- Хвост какой? (Узелок)
- Как у нерпы называют детеныша? (Узелок)
- Где зимует нерпа? (Узелок)
- Чем питается нерпа? (Узелок)
- Куда занесена нерпа? (Узелок)
Посчитаем, на сколько вопросов мы ответили. Восемь. Молодцы!
(На панно появляется еще одна чайка.)
6. Мышечная релаксация.
Реснички закрываются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Шея не напряжена
И рас.. сла…а…бле…на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза (2 минуты). Звучит тихая классическая музыка.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали, хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть.
(На панно новая чайка).
7. Складывание нерпы.
Работа выполняется по принципу «Делай как я»:
Сложить базовую форму «Рыба».
Сложи фигурку «Нерпа».
Получившуюся фигурку прикрепи на панно.
Пока дети крепят свои поделки, включается «шум моря».
8. Итог работы.
Ребята, как вы думаете, какую картину мы создали? Правильно! Нерпа на Байкале.
Я благодарю всех за работу. А панно украсит нашу классную комнату.
Оборудование:
- Карточки на развитие внимания на каждого ученика.
- Конверты с разрезными картинками нерпы.
- Нитки.
- Цветная бумага.
- Панно с изображение моря, гор, камней.
- Чайки - предметные картинки.
- Аудиокассеты с шумом моря, классической музыкой.