Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Этой проблемой занимаются такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и другие. Их высказывания сводятся к тому, что использование сказкотерапии оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Я являюсь студенткой пятого курса Московского открытого социального университета, факультета Специальной психологии и коррекционной педагогики, и при прохождении педагогической практики в подготовительной логопедической группе детей с фонетико-фонематическими нарушениям речи, использовала труды вышеупомянутых педагогов.
Опыт моей работы заключается в том, чтобы показать, что использование сказкотерапии оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе детьми.
Наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше, Чиркина, я использовала сказкотерапию в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе.
Тогда все занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе я использовала разнообразное построение занятий:
в одном случае это занятие-спектакль, гдедети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем – они ученики.
Такое построение занятий позволяло мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствовало спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Коррекционную работу я проводила по следующим направлениям:
1.Развитие сенсорных и моторных функций.
2.Развитие мимической мускулатуры.
3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.
4.Развитие интеллектуальных функций.
5.Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6.Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Система сюжетных фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели.
В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.
В предлагаемой системе занятий реализуется
основной принцип специального образования - принцип
коррекционной направленности при соблюдении
триединой задачи:
Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А.Каше.
Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать “что такое хорошо и что такое плохо”, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы занятия.
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4.Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
5.Произношение звуков в словах.
6.Физминутка.
7. Работа над произношением.
8.Произношение звуков в связной речи.
9.Обучение элементам грамоты.
10. Итог занятия.
Кроме обязательных элементов я вводила дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняли содержание занятий и были направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходили взаимодействия речи и движений, помогали снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:
Первый этап занятия -
организационный.Его цель- введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводились мною в разных вариантах, но в любом случае я включала релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сюжета “Прогулка в лес” (звук л) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? ” (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: “Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно ( расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
В другом варианте я использовала психогимнастику.
Это можно рассмотреть на примере занятия “У нас в гостях гномы Гена и Гога
(звуки г, г.)”
“Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?” (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.
Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2.Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно игрушки, плоскостные игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей.
Например, в занятии “Наши друзья - Домовой и домовенок” ( звуки д,д.) тема занятия сообщается следующим образом:
“Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д,д.”
В занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки р, р) дети разговаривают по телефону с котом Матросскиным, затем я им говорю:
“Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р,р.”
В занятии на тему “Три поросенка” (звуки н,н) сообщение темы звучит так:
“Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н.”
Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
1.Уточняется артикуляция: положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
2.Показывается “профиль” звука на рисунке
3.Уточняется акустические признаки звуков: “спит” или “не спит” голосок (глухие или звонкие, поется или не поется звук ( гласные или согласные);
4.Находится образное сравнение звука( звук р-рычание тигра, звук ш- шелестящая трава, звук л – весенняя капель);
5.Звуки обозначаются цветовыми символами;
6.Определяется их место в звукобуквенном анализе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
Использование сказкотерапии можно проследить на занятии “Три поросенка”
( звуки н,н).
Вначале определяется, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, то есть уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается синальное обозначение звуков и решается, в каком замке Звуко-буквенного города они будут жить. При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения: “Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам бы хотелось его нарисовать?”
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют “вопилки и дразнилки” здесь прослеживается применение смехотерапии: дети с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.
Для примера приведу фрагмент занятия “Путешествие звуков с, ш”:
“Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними, будем правильно произносить и учиться различать эти звуки. Подошли звуки с, ш к Красному замку. Какие звуки живут в нем? (гласные). Давайте их познакомим. Звук “с” подружился со звуком “а”, какой слог получится? “СА”.
Аналогичное задание дается на составление других слогов). А сейчас послушайте, как слоги разговаривают между собой.
СА-ша-са-ша ( здороваются)
Со-шо-со-шо (удивляются)
Сы-ши-сы-ши (мирятся) ”
5.Произношение звуков в словах.
На этом этапе занятий решаются следующие задачи:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многообразности слов;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
При решении этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала.
Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия, второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия выставляются предметы, игрушки, картинки.
Развитию слухового восприятия способствуют словесные игры “Звук потерялся”, “Звук заблудился”, а так же задания по восстановлению слов с представленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановлению перепутанных слогов.
Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?” “Кто улетел?”
Языковой анализ и синтез- это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разных частях занятия - там, где это вызывает наибольший интерес у детей.
6.Физкультминутка.
Тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Тому же служат упражнения и имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему я предлагаю детям разные формы проведения физминуток: это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение придуманных чистоговорок, которые тоже сопровождаются действием. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Так в занятии “У нас в гостях гномы Гога и Гена” слово “грач” является начальным в стихотворении, которое читается хором с синхронной имитацией движений по смыслу. Физкультминутку я провожу и в форме психофизической гимнастики. Дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и другие.)
Физминутку, связанную с темой занятия, я провожу под музыку.
Так, например, в занятии “Лесная школа” звучит песня “Чему учат в школе”, в занятии “Поездка в цирк” физминутка сопровождается песней “Цирк, цирк, цирк”; в занятии “Домашние животные дети сами исполняют песню “Кошечка”.
7. Работа над предложением.
Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над предложениями, над заданиями по словосочетаниям.
Так, в занятиях “Полет в космос” ( звуки с, с), “Путешествие в Голубую страну” (звук л) дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (абрикосовые сады, сосновый лес, березовая роща, голубое платье и так далее.)
В занятии “Путешествие на воздушном шаре” (звуки с, ш, з, ж) предусмотрено задание на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка).
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятий я использую следующие упражнения:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказываний;
- работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
- анализ и синтез словесного состава предложения.
Приемы работы над предложением я применяю разнообразные, но в любом случае учитываю, что задания должны соответствовать основному правилу - от простого к сложному.
На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых детей прошу составить предложения из набора слов, а так же задания, в которых “в нескладушки-неладушки” и “небывальщины”. Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.
Параллельно с усвоением лексико- синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.
8.Произношение звука в связной речи.
В основной части этапа веду работу по совершенствованию навыков правильного произношения звуков в связных текстах.
Попутно решаю следующие задачи:
1.Развитие воображения и творческой фантазии;
2.Развитие словотворчества;
3.Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.
В одних случаях использую задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями- диалогами и стихами. Причем слежу, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам ( вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем целые фразы. Вот фрагмент совместного творчества :
“Наши гости игрушки”:
Обезьяна… (Чи, чи, чи)
Продавала… (кирпичи)
Побежал тут к ней… (зайчонок):
-Не продашь ли “кирпичонок”?
Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.
Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий, развивающихся по ходу сюжета.
Итог занятия.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, то есть определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме “Это хорошо, а это плохо”. Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: “Спасибо дети вы меня порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться”. Обязательное условие- передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.
Стараюсь узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: “Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?” и т.д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
Итог занятия может быть предложен в игровой форме. Например, в занятии “Клад кота Леопольда” ( звуки л,л) предусмотрен сюрприз – дети находят шоколад, угощаются сами и угощают меня.
А в занятии “Полет на звездолете” (звуки з,з) изучаемый звук з оказался в словах “изюм”, “зефир”, которым дети угостили “звездных детей” и друг друга.
В заключительном этапе занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное, о чем необходимо помнить,- занятие от начала и до конца должно быть добрым!