Урок этической грамматики "Сайдыы"по теме: "У каждого народа свои герои"

Разделы: Начальная школа


Тема: У каждого народа свои герои.

Цель

1. Ознакомление с героями нашей якутской земли.

2. Воспитать чувство патриотизма на примере жизни героев.

3. Развивать интерес к прошлому своей Родины.

Оборудование:

  1. Альбом “Якутяне-герои”
  2. Рисунки детей.
  3. Сказка о якутском богатыре.
  4. Вырезка из газеты “Социалистическая Якутия” от 23 февраля 1990г.
  5. Листочки для ответов детей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение темы урока.

3. Посмотрите еще раз на нашу выставку рисунков по теме: “Любимый уголок родной Отчизны”. Как вы думаете, ребята, любовь к Отчизне, к Родине в чем выражается ? ( дети приходят к выводу, глядя на рисунки: в пейзажах Родины, в песнях, стихах, легендах, сказках, сказаниях, былинах). О чем же говорится во всех этих вами перечисленных произведениях? Да, о природе родного края, а главное – о самом ценном, что есть на Земле – о людях, живущих и работающих на этой земле. А среди нас есть такие интересные, замечательные, трудолюбивые дети? Кого бы вы назвали самым трудолюбивым в нашем классе? А самым интересным собеседником? Самым воспитанным? ( Дети называют). А теперь на листочках ответьте. Возле цифры 1 напишите, т.е. нарисуйте зеленый кружок, если вы любите трудиться; желтый кружок – если не очень и красный – если не любите совсем. Возле цифры 2 – зеленый кружок, если вы считаете себя воспитанным человеком, желтый – если не всегда получается, красный – если не получается быть воспитанным совсем. По вашим кружочкам я вижу, что многие дети стараются быть и трудолюбивыми, и воспитанными, но есть и желтые, и красные, но их, конечно, меньше, а это уже радует. А как мы узнаем, как сумеем отличить, о каком народе идет речь, чья Отчизна восславляется?

Да, по описанию обычаев народов, их жизни, поступков людей. Эти обычаи разные. Ведь они выработаны целым поколением каждого народа в связи с историей его развития, жизни, условий среды. И это отличие мы видим в пословицах, поговорках, сказках каждого народа. По ним мы многое узнаем о традициях народов, его правилах жизни, о том, что народ ценит, а что осуждает. А какие правила и обычаи у нас в школе? ( Дети называют, как надо себя вести на уроке, на перемене, когда, во сколько приходить в школу до уроков, как вести себя в столовой). А теперь на листочке возле цифры 3 нарисуйте зеленый кружок, если вы всегда выполняете эти правила, желтый – если иногда и красный – если ни когда не выполняете. (Учитель снова, глядя на кружочки, делает вывод, над чем надо работать). У якутского народа есть былинный богатырь Нюргун Боотур, который защищал свою землю от темных сил зла и насилия. А у русского народа тоже есть такой богатырь – Илья Муромец. А у нас в классе есть такие ребята, похожие на этих героев? (Дети называют одноклассников). А теперь ответьте на 4 вопрос. Как я поступаю, если надо защитить слабого. Зеленый кружок – если всегда защищаю, желтый - если иногда, красный – если ни когда не защищаю. (Снова учитель подытоживает выводы ребят). Да, мы учимся у своих героев, у тех, кто в жизни, не думая о геройстве, совершает подвиги. Один из них наш земляк – Федор Матвеевич Охлопков. Это наш якутский герой. Во время Великой Отечественной войны он был снайпером. 420 фашистов уничтожил он. А русский парень Клавдий Карпович Краснояров закрыл своим телом амбразуру дота и тем самым помог своим товарищам отбить фашистов. Все эти люди беззаветно любили свою Землю и многие из них отдали за нее самое ценное, что у них было – жизнь.

Самое ценное у любого народа качество – любовь к Родине, к Отчизне. Другому народу не надо диктовать, как им жить, а надо уважать их образ жизни, их правила, верно? Видите, как хорошо, что все люди разные, и они могут быть интересными друг для друга.

Итог урока:

1.О чем мы узнали на уроке? Что взяли для себя на заметку?

2.Чтобы стать патриотом своей Родины, какими качествами надо обладать? ( Дети отвечают: смелым, честным, трудолюбивым, воспитанным человеком).