Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на игровой основе.
Цели:
- Совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знать правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.
- Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
- Сопоставление написания разделительного мягкого знака и мягкого знака - показателя мягкости.
- Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.
- Способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: карта города, карточки со словами и словосочетаниями, рисунки фотографий.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
II. Чистописание
В выходной день в парке я увидела на снегу птичьи следы. Пригляделась к ним и увидела, что в них спрятались буквы. Какие буквы здесь спрятались? Выпишите их, пожалуйста.
(На доске записаны буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Они соединены различными элементами букв).
Это не простые буквы. В них спряталось правило. Какое? Кто напомнит?
III. Работа по теме
Тема нашего урока: написание слов с разделительным Ь.
- Какую учебную задачу мы ставили с вами вчера на сегодняшний урок?
Сегодня у нас будет не простой урок, а урок путешествие. А куда мы отправимся путешествовать? Внимательно послушайте стихотворение:
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.
- Куда мы отправимся путешествовать?
(На доске появляется карта города в виде мягкого знака). Давайте выберем транспорт, на котором мы будем путешествовать.
Дети встают и выполняют физкультминутку.
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели.
И поехали.
1. Итак, в путь. В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого ь” - это Словарный переулок. Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть ь. Давайте вспомним жителей этого переулка.
Дети вспоминают слова из словарика. После записи слов идёт проверка в парах.
Воробьи, коньки, тетрадь, учитель, пальто, медведь, морковь, картофель.
Что заметили при записи слов?
Работа в парах - взаимопроверка.
Едем дальше по нашему городу на трамвае. Дети встают и выполняют физкультминутку
Карусели, карусели
Мы с тобой в трамвай сели.
И поехали.
2. Теперь на нашем пути оказалась Торговая площадь.
А встречает нас на торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит:
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это? (На доске появляется картинка Карлсона).
А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил все слова с разделительным ь, которые встретились в стихотворении. Запишите эти слова.
Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье.
Сколько слов у вас получилось?
Какие слова записали? Прочитайте.
На Торговой площади много разных товаров, но в названии этих товаров пишется разделительный ь.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть разделительный ь.
Физкультминутка для глаз.
Солнечные зайчики | |
Играют на стене. | Круговые движения глазами |
Поманю их пальчиком – | Указательный палец на расстоянии вытянутой руки |
Пусть бегут ко мне! | Пальчик сводится на кончик носа. |
Ну, лови, лови скорей – | |
Вот, вот, вот, - левей, левей! | Переводить взгляд налево, направо, |
Прыг – скок, прыг – скок – | вверх, вниз. |
Убежал на потолок! |
- Какие товары мы увидели на Торговой площади?
Платья, ульи, перья, оленьи рога, коровье молоко, колосья, стулья, кукурузные хлопья.
При записи слов один ученик выходит к доске и записывает слова.
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
Физкультминутка
Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если мягкий знак - показатель мягкости, то приседаете.
Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга.
Отдохнули и отправились дальше в путь.
Едем дальше на троллейбусе.
Карусели, карусели
Мы с тобой в троллейбус сели.
И поехали.
На нашем пути улица предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.
(На доске карточки со словами)
НА, ВОСКРЕСЕН.Е, РЕБЯТА, Х.ДИЛИ, В, ПРОГУЛКУ, ЛЕС, В,
В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес.
Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие пропущенные буквы надо вставить.
Подчеркните главные члены предложения. Проверьте.
Кто уверен, что правильно записал предложение и подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те кто сомневается - (?).
Едем дальше на лыжах.
Карусели, карусели
Мы с тобой на лыжи встали
И поехали.
И вот мы на лыжне Здоровья. С собой взяли фоторужьё, чтобы сфотографировать всё, что увидим в лесу.
На лесной поляне увидели заячьи следы. Они привели в густой осинник. Под высокой елью была медвежья берлога. Из сугроба шёл парок. В дупле старого дуба заметили беличью кладовую. На тонких ветках висели грибы и ягоды рябины. Под деревом дятел устроил птичью столовую. Синицы собирали семена шишек.
С лыжни мы попадаем на проспект Текста. Здесь мы проявим плёнку, напечатаем фотографии. Посмотрите, что у нас получилось. На доске появляются иллюстрации (рисунки) фотографий. Запишите к каждой фотографии по одному предложению, чтобы получился связный рассказ о том, что увидели на прогулке. Началом нашего рассказа будет предложение, которые мы уже записывали.
(Слабым ученикам выдать карточки-помощники).
На, заячьи, поляне, увидели, лесной, следы. Под, была, медвежья, елью, берлога, высокой. В, заметили, старого, дупле, беличью, дуба, кладовую. Под, дятел, птичью, деревом, столовую, устроил.
На лесной поляне ………..
Под высокой ……………..
В дупле старого…………..
Под деревом ………………
После записи текста проверка написанного.
IV. Домашнее задание
Записать 10 слов с разделительным ь.
V. Итог урока
Вот и закончилось наше путешествие по городу “Мягкий знак”.
Какую учебную задачу ставили на урок? Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Покажите в тетрадке, на полях, с каким настроением вы уходите с урока?
Спасибо за урок!
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4