Конспект урока математики по теме: "Установление логических связей"

Разделы: Начальная школа


Цели

  • продолжить работу над развитием логического мышления;
  • закрепить умение находить закономерности в расположении геометрических фигур;
  • развивать способность конструировать модели из деталей “Танграма”;
  • развивать коммуникативные качества;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: иллюстрации с изображением воинов разных родов войск; ордена за выполнение заданий; карточки с заданиями; примеры на “кочках”; торжественная музыка.

Ход урока

I. Организационный момент

Парты сдвигаются, образуя четыре игровых стола. Класс делится на четыре игровые группы.

II. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок мы начнем со стихотворения Сергея Погореловского.

Над вольным простором,
Над славной страной
Душевные песни слагают о нем.
В нагорных лесах,
На просторе равнин
Его вспоминает любой гражданин.
- Пылало село,-
Вспоминает старик,-
Он кинулся в пламя,
Из хаты горящей,
Из дыма-огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку-меня!
Девчушка сказала:
- И мне он помог -
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по-отцовски
Дочуркой своей,
Шутя, подмигнул мне:
“Гляди веселей!”
Вздохнула старушка:
- Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села,
Калина над ним
Поднялась, расцвела.
- Нет,- молвил мальчишка,-
Он жив, не убит!
Я видел его:
Он в дозоре стоит.
Стоит он в дозоре
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!

У. О ком говорится в стихотворении?

Д. О солдате.

У. Какими другими словами можно назвать солдата?

Д. Воин, защитник.

У. В какой великий день все люди с большим уважением относятся к солдатам?

Д. День Победы.

У. Каждый год 9 мая наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память погибших. Хотя прошло 60 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.

Любит народ своего воина и в мирное время. Много о нем написано песен, стихов, пословиц и поговорок.

- Какие пословицы и поговорки вам удалось найти о солдате.

Дети называют пословицы.

- Как вы думаете без чего солдат не солдат?

Дети отвечают.

У. Вот посмотрите, какая история произошла с одним солдатом.

Дети показывают инсценировку.

Авт. В одном взводе шло обсуждение заметки о том, как рядовой Иванов спас тонущую девочку. Командир спрашивает:

- А какими качествами должен был обладать рядовой Иванов, спасший девочку?

- Мужеством.

- Решительностью.

- Выносливостью.

- Смелостью.

- Правильно, молодцы, - хвалит командир. И вдруг один солдат говорит:

- По-моему, рядовой Иванов должен был уметь плавать.

- Так каким должен быть солдат?

Дети отвечают.

У. Вы пока еще маленькие, но быть настоящим защитником никогда не рано. Каждый мечтает совершить подвиг, но ничего не получится, если ты слабый, трусливый и ничего не умеешь.

- Кто хотел бы пройти испытание и получить звание “Будущий защитник”?

III. Конструирование моделей солдата. Игра “Танграмм”.

У. Есть ли у нас в классе ребята, которые хотели бы служить в армии?

- А в каких войсках вы хотели бы служить?

- Но каждый солдат должен пройти испытание, прежде чем он станет настоящим воином.

Хотите ли вы испытать себя и получить звание “Будущий защитник”?

У. Вы сидите, разделившись на группы, каждая группа – это отряд, название отрядов мы узнаем, если выполним первое задание. Каждый отряд из деталей “Танграмма” должен сконструировать модель своего воина.

- Отгадав, загадку вы узнаете, кем будете служить в нашей армии.

У него сверкает пряжка
И, блестит издалека,
В полосатой он тельняшке
В море водит корабли. (Отряд моряков)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Прошло несколько минут,
Опустился парашют. (Отряд парашютистов-десантников)

Кто же это?
Защитники наших земель,
Подносчики к пушкам снарядов,
Наводчики, бьющие в цель. (Отряд артиллеристов)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Отряд пограничников)

Дети конструируют модель солдата.

Самому быстрому отряду вручается орден “Ловкости”.

IV. Физкультминутка.

Ну-ка, встанем-ка, ребята,
Пошагаем как солдаты
Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два,
Влево, вправо наклонитесь
Раз-рывок, два-рывок.
Отдохнул ли ты, дружок?

V. Задание на логическое мышление.

У. Продолжим преодолевать испытания? Я думаю, что самое трудное ждет нас впереди. Ребята, к нам проник шпион. Он хочет узнать секретную информацию о наших войсках. И у нас с вами есть возможность отличиться, и поймать этого шпиона, который приплыл на корабле в порт “Внимание”.

- Кто быстрее всех найдет корабль?

Ребята работают парами. Самой внимательной паре вручается орден “Внимания”. (Приложение 1)

У. Пока искали корабли, шпион ушел от нас. Пешком не догоним, нам поможет военная техника.

- Как вы думаете, какая техника нам нужна?

Дети называют виды военной техники и приходят к выводу, что понадобится танк.

У. Отправляемся на станцию “Техническую”. Механики не успели собрать танк и нам с вами им нужно помочь.

Каждый учащийся самостоятельно восстанавливает недостающие детали танка по образцу. (Приложение 2)

Самым внимательным учащимся вручается орден “Мастер Самоделкин”.

VI. Физкультминутка.

Дети имитируют движение езды на танке.

VII. Закрепление вычислительных навыков.

У. Ребята, на пути у нас болото. Переправиться через него можно только перепрыгивая с кочки на кочку.

Через болото переправится лишь тот,
Кто ошибку в выражении найдет.

Работа с доской. Дети находят выражения с ошибками, исправляют ответ, и проводят линию к следующей “кочке” (выражению).

Каждому отвечающему вручается орден “Точного счета”.

VIII. Самостоятельная работа.

У. За болотом находится деревня Привал. Шпион туда побежал, отдохнуть захотел. Если мы в деревне его не поймаем, то скроется он от нас совсем. Ребята, деревня большая, много домиков, в которых он мог спрятаться. Вам нужно найти этот домик, используя письмо.

Пользуясь письмом, каждая пара учащихся раскрашивает дорожку к нужному домику. (Приложение3)

Парам, выполнившим задание первыми, вручается орден “Следопыта”.

IX. Итог урока.

У. Молодцы, ребята. Шпиона нам удалось поймать. Давайте посмотрим на него.

Дети вводят шпиона.

У. Ну, что, шпион, скажешь нам?

Ш. Да, я понял, что достойная смена растет российским солдатам. Никаких военных секретов мне не удалось узнать.

У. Отправим, ребята, шпиона обратно в его страну, пусть он всем расскажет, что не узнать в России секретов, даже самому лучшему разведчику; в нашей стране каждый готов защищать свою Родину.

Шпион уходит.

У. А нам с вами пора подвести итог урока, какой отряд получил больше орденов.

Подведение итогов. Награждение аплодисментами лучшего отряда.

Итог. Как будущие солдаты, а может командиры, вы должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, сильными, ловкими, внимательными, что вы сегодня и доказали, преодолев испытания.

А закончим урок стихотворением, написанным школьницей Осиповой Аней.

Стихотворение читает девочка.

Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети.
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете.
Пусть войны на земле тотчас замрут
И никогда не запылают снова.
И в каждом доме будет счастье и уют,
И люди знать не будут слез и горя.