Поскольку в программах, предлагаемых по обучению детей дошкольного возраста плаванию недостаточно представлены игровые приемы, художественное слово, опорные зрительные сигналы, приемы поощрения детей за их успехи, мы разработали и изготовили все это сами.
Время занятия 40 - 45 мин.
Задачи:
Оборудование: обруч, удочка, игрушка-паучок, карта-схема путешествия, карточки-напоминалки выполнения упражнений.
I. Подготовительная часть: 5 - 7 мин.
Инструктор предлагает детям отправиться в морское путешествие за кладом с известными детям персонажами; котом Матроскиным и псом Шариком.
Дети знакомятся с картой путешествия, которую потом крепят на борт бассейна (карта должна быть достаточно крупной, чтобы дети могли видеть задания, и в пленке, защищающей её от брызг).
Разминка на суше:
а) “Мельница” вперед;
б) “Мельница” назад.
И.п. - сидя на голеностопных суставах попеременно поднимать колени, помогая руками. Темп медленный. Выполнять 6 - 8 раз правой и левой ногой.
II. Основная часть (в воде): 25 - 30 мин.
Звуковой, зрительный ориентир на построение у бортика бассейна.
Инструктор по плаванию - Мы отправляемся в путешествие на лодках (см. Приложение 1 п.1).
Зрительный ориентир на размыкание в колонне (см. Приложение 2, № 5). (Дети размыкаются).
Инструктор по плаванию - В путь! (Дети имитируют попеременную работу рук стиля “Кроль на груди” с продвижением вперед - 1 круг).
Звуковой сигнал к окончанию упражнения.
Инструктор акцентирует внимание детей на карту - Дети, мы приплыли к острову “Свистков - сигнальщиков” (см. Приложение 1 п.2).
Послушайте задание:
Если вы услышите один свисток, то должны присесть в воду с головой.
Если два свистка - поменять направление бега (6 сигналов)
(Дети бегут, помогая себе руками, выполняют команды)
Звуковой, зрительный ориентир на построение у бортика.
Инструктор по плаванию - Дальше наш путь лежит через залив “ Морских звезд” (см. Приложение 1 п.3).
Зрительный ориентир на выполнение размыкания в шеренге (см. Приложение 3 №.5), дети выполняют команду.
Инструктор по плаванию - Раз, два, три - все на звездочку легли, (дети выполняют упражнение “звездочка на груди”. Раз, два, три, четыре, пять - будем “звездочкой” опять (упражнение повторяется).
Звуковой, зрительный сигнал к построению у бортика , (дети выполняют команду).
Инструктор по плаванию - Следующий по курсу - остров “Рыбаков”, (см. Приложение 1 п. 4). Чтобы рыбку вам поймать, “поплавком” должны вы стать. Чей “поплавок” дольше продержится на воде, тот и поймал рыбку.
Звучит команда: “ 1, 2, 3 - рыбку лови”. Инструктор “закидывает” удочку, “ловит ” рыбку. Дети выполняют упражнение “поплавок”. Инструктор по плаванию отмечает детей, дольше всех задержавших дыхание и выполнившие правильную группировку, “поймавшие" рыбку.
Зрительный сигнал к выполнению следующего задания.
Инструктор по плаванию - Мы сейчас на воду ляжем “стрелки” разные покажем. На меня вы посмотрите, “стрелочку”, как я пустите. Звучит команда: “ 1, 2, 3 - стрелочка скользи” (см. Приложение 1 п.5). Показ инструктора (дети выполняют скольжение на груди с разным положением рук 6 раз).
Инструктор по плаванию - “Стрелку” мы перевернем, на спине скользить начнем” (дети выполняют скольжение на спине 2 раза).
Звуковой зрительный ориентир на выполнение следующего задания (см. Приложение 1 п.6).
Инструктор по плаванию - А теперь мотор включаем и в морской тоннель ныряем. Дети ныряют в тоннель (обруч) и скользят на груди с попеременной работой ног 2 раза)
Зрительный ориентир на выполнение следующего задания (см. Приложение 1 п.7).
Инструктор по плаванию - Мы всем можем показать, как “ дельфинчиком” нырять, 1, 2, 3 - все “дельфинчиком” нырни (дети выполняют упражнение “ныряющие дельфинята”). 1, 2, 3, 4, 5 - Мы “дельфинчики” опять (упражнение повторяется).
Зрительный ориентир на выполнение следующего задания , (см. Приложение 1 п.8).
Инструктор по плаванию - На пути у нас Жучок!
Что ты хочешь паучок? (Дети отвечают: “Поиграть”).
Игра: “Жучок - паучок”
Правила игры: Выбирается водящий (Жучок - паучок), который встает на “красный пятачок” (середина бассейна). Остальные игроки берутся за руки и сплетают паутинку вокруг водящего. Дети идут по кругу со словами:
“Жучок-паучок” вышел на охоту,
Не зевай, поспевай, прячься все под воду.
После этих слов дети разбегаются в стороны, спасаясь от “Жучка-паучка” под водой. Участники игры, не успевшие нырнуть под воду, выбывают из игры, отходят в сторону и выполняют заданное упражнение “насос” (на дыхание), “моторчик” (на попеременную работу ног) с учетом уровня развития двигательных умений. Игра продолжается 1 мин.
Зрительный сигнал к окончанию игры и построение у бортика .
Инструктор по плаванию отмечает самых ловких игроков и действия водящего. (По желанию детей игра может повторяться).
Зрительный ориентир на карту, (см. Приложение 1 п.9)
Инструктор по плаванию - Наше путешествие продолжается... Но что это? Дети, оказывается папуасам грозит беда, их остров скоро затопит вода. С острова мы слышим SOS (сигнал бедствия).
В беде поможет наш.....
Дети - насос.
Звучит команда: Настроить насос. (Дети встают лицом к поручню, держась за него прямыми руками, наклоняются так, чтобы подбородок касался воды).
Звучит команда: “Насос включить”. (Дети выполняют вдох над водой, выдох в воду, 8 раз).
Звуковой сигнал : “ Упражнение закончить”
Инструктор по плаванию - Все ребята молодцы, испытания прошли. Вот и подошло к концу наше путешествие, сундучок нашли, (см. Приложение 1 п.10). Мы желаем вам дальнейших успехов в обучении плаванию.
III. Заключительная часть: 10 мин.
Дети выходят из воды, принимают душ, одеваются.
Из сундучка инструктор по плаванию достает и награждает детей дипломами (см. Приложение 4, Приложение 5).