Данный вид работы позволяет выявить усвоение учебного материала по программе.
Способствует развитию интересов учащихся к данному предмету.
Способствует росту мотивации к учению и повышает уровень знаний.
Заставляет учеников быть активными в процессе обучения.
Класс делится на 3 группы. Каждой группе даны свои задания (теоретическая часть и практическая часть).
Во главе каждой группы стоит консультант. Каждый получает один вопрос из теоретической части и отвечает на него всей группе, консультант оценивает его, фиксирует его ответ в карточке ответов (см. Приложение).
После ответов всех учащихся группы, каждый получает задание практической части. Выполнение практической части оценивает учитель.
Вопросы теоретической части:
Вопросы первой группы:
5, 6, 7, 19, 20, 21, 22, 23
Вопросы второй группы:
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Вопросы третьей группы:
1, 2, 3, 4, 16, 17, 8
Вопросы записаны на карточку-билет.
1.
Что такое предложение?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какие бывают предложения по интонации?
2.
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
3.
Какие члены предложения являются главными?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
4.
Как связаны слова в предложении?
Что такое словосочетание?
5.
Какие безударные гласные нужно проверять?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
6.
Какие парные согласные ты знаешь?
Как проверить парную согласную в корне слова?
7.
Назови непроизносимые согласные.
Как проверить непроизносимую согласную?
8.
Какие слова называются однокоренными?
Что называется корнем слова?
9.
Из каких частей состоят слова?
10.
При помощи каких частей слова образуются новые слова?
11.
Что такое приставка?
Где стоит?
Как пишется?
Для чего нужна?
12.
Что такое суффикс?
Где пишется?
Для чего служит?
13.
Что такое окончание?
Какую роль выполняет окончание?
14.
Какие 3 правила учат писать корень слова?
15.
Что такое предлог?
Как пишется предлог?
Как отличить предлог от приставки?
16.
После какой части слова пишется разделительный твердый знак?
17.
Где пишется разделительный мягкий знак?
18.
Какие предложения называются распространенными?
Какие предложения называются нераспространенными?
19.
Что такое однородные члены предложения?
Когда ставится запятая между однородными членами предложения?
20.
Как образуются сложные слова?
Когда в сложных словах пишется соединительная гласная -о-, а когда –е-?
21.
Буквы з и с на конце приставок.
Когда пишется буква з на конце приставок?
Когда пишется буква с на конце приставок?
22.
Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать?
23.
Что надо знать о предлогах, чтобы правильно их написать?
Практическая часть:
Первая группа:
5 вопрос
Прочитать текст. Найти слова с безударной гласной в корне. Выписать эти слова. Устно подобрать проверочные слова.
Хмурится осень, злится. Зарядили на сутки холодные дожди. Налетает порывами сильный ветер, срывая с деревьев редкую листву. Он гонит её по земле. Не видно больше неброских полевых цветов. Покинули лес звонкие птицы, улетели в теплые края. Точно помертвела вода в реках.
6 вопрос
Списать, вставив пропущенные буквы. Устно подобрать проверочные слова. На какое правило эти слова?
Среди ре..ких бере.. прячутся в траве кре..кие боровики. Розовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
7 вопрос (Задание выполнять на карточке)
Радос..ный Серёжа свис..нул грус..ному щенку. Поз..ним вечером стояла ненас..ная погода. Человека охватило радос..ное чу..ство, когда он посмотрел на звез..ное небо.
- На какое правило слова с пропущенными буквами? Выписать эти слова. Написать проверочные слова.
19 вопрос (Задание выполнять на карточке)
Прочитать предложения, расставив знаки препинания.
1.Листья облетели с берёзы а остались на дубе. 2. Ночью месяц сверкает и всё освещает. 3. Осенью звезды светят ярко но холодно. 4. Потемнело нахмурилось небо. 5. Дети собирали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев. 6. Осенью ёж забирается в нору енота или барсука. 7. Белка наелась оглянулась и исчезла.
20 вопрос
-О- или -е-? Вставь пропущенные буквы. Докажи свой выбор (устно).
Дров..сек, лед..рез, зуб..чистка, вод..качка, пул..метчик, сен..вал, чист..писание, мор..плаватели, земл..делие, пищ..варение, птиц..фабрика, овощ..вод.
21 вопрос
Буква -з- или -с- на конце приставок.
Исправить допущенные ошибки. Доказать свой выбор.
Разгладить, бесжалостный, исписать, изжарить, всбунтовать, бесполезный, разлепить, распахать, разсвет, рассада.
Приведи свои примеры.
22 вопрос
Придумать и записать 5 слов с приставкой. Выделить приставку.
23 вопрос
Приставка или предлог? Докажи.
(В) лесу (на) полянке растёт могучий дуб. Заботливые мамаши (при) водят (на) милую полянку своих малышей. Непослушные дети пытаются (за) лезть (на) старый дуб. (В) дупле живет симпатичная белочка (с) пушистым хвостом.
Летом она (за) рывает шишки (в) укромные места. Она делает запасы (на) зиму. Почуяв опасность, белка быстро взлетает (на) дерево.
Вторая группа:
8 вопрос
1. Выписать однокоренные слова. Выделить корень.
Домашний, дом, долина, домовой.
Говор, разговор, воришка, говорит.
2. Напиши однокоренные слова.
Земля -
Чистый -
9 вопрос
Разберите слова по составу.
Звонкий, червяк, полюшко, парочка, заморозок, волосинка.
10 вопрос
При помощи суффиксов образуйте новые слова с корнем: -к-, -ок-, -очк-, -н-
Звон
Мороз
Звёзд
При помощи приставок за-, над-, про-, во-, по-, под- образуйте новые слова с корнем:
Корм-
Полз-
11 вопрос
Списать, выделить приставки.
(За) шёл (за) дом, (на) резать (на) кусочки, (до) шёл (до) ворот, (по) ехал (по) улице, (с) двинул (с) места.
12 вопрос
Придумать и записать по 5 слов, состоящих из корня, суффикса и окончания. Записать эти слова.
13 вопрос
Из слов каждой строчки составь предложения. Записать эти предложения.
К, звери, готовятся, зиме, птицы, и.
Сушит, на, белках, сучках, осенью, грибы.
Запасает, орехи, кедровые, бурундук
14 вопрос
Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.
Прол..вной, неб..са, снегопа.., лё..кий, звёз..ный, поз..но, вес..ник, сколь..кий, зап..здалый, уп.. дет, т..жёлый, тро..ка, овра.., счас..ливый, ус..ный, сер..це, кни..ка.
15 вопрос
Прочитай. Выпиши те предложения, в которых встречаются предлоги.
Дождь (по) шёл веселее, люди (вы) бегают (из) домов. Они протягивают руки, вода (с) бегает по их рукам. Ребята (за) прыгали (по) лужам. Они поднимали фонтаны брызг.
Третья группа:
1 вопрос
Придумать и записать 3 предложения:
повествовательное
вопросительное
восклицательное
2 вопрос
Списать, в конце предложения поставить нужный знак препинания.
С приходом зимы многие покидают наши края частые капли дождя повисают на траве, на кустах и на деревьях тебе нравится бродить по лесу в ясный осенний день как красиво в лесу осенью
3 вопрос
Списать. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки. Красуется белая берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина.
4 вопрос
Выписать сочетание слов, из которых одно зависит от другого (словосочетания).
Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки.
16 вопрос
Выписать слова с разделительным твердым знаком.
Жил..ё, солов..и, под..ём, с..ел, с..ёжился, брат..я, раз..яренный, об..яснил, в..юга, ноч..ю.
17 вопрос
Выписать слова с разделительным мягким знаком.
Лист..я, друз..я, с..ёмка, об..ём, с..езд, сирен..ю, ул..и, здоров..е, об..явление.
18 вопрос
Придумать и записать два предложения:
распространённое
нераспростренёное
Подчеркнуть главные члены предложения.
Подведение итогов.
Приложение.
Фамилия, имя учащегося |
№ вопроса |
Оценка |
|
Практическая часть |
Теоретическая часть |
Дополнительные задания группам.
Исправь ошибки в данном тексте.
Была осинь сонце ярко свитило но негрело. В суботу малчики собралис нарыбалку. Они сели подкуст, за кинули удочьки. Как харошо было кругом. с берега в воду спускались ведки олъховых кустов. Сонце садилось. Ево лучи мякко освящяли и лисок, и песчяный берег и озиро.
Выделите орфограммы.
Конец ноября - самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Объяснить свой выбор.
Тол..ко ос..н..ю можно оц..нит.. красоту ясеня осины р..бины клёна. К..р..левой ..сеннего леса ст..новится осина. Летом на её ствол лист..я ветки мы (не) обращаем внимания, Лист..я осины жёлтые малиновые пурпурные. Х..р..шо см..трет.. на ..сенние д..рев..я при закате. Лес вес.. лучится св..ркает и светится.