Конспект открытого урока по русскому языку в 4-м классе по теме: "Имя существительное" (обобщение знаний)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
  • закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного
  • развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся

Оборудование: сигнальные карточки для определения склонения имён существительных; индивидуальные карточки с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим признаки имени существительного как части речи.

III. Словарный диктант

Мороз, берёза, медведь, пальто, сорока, иней, ветер, облако, погода, серебро.

(Взаимопроверка, слова записаны на обратной стороне доски.)

Учитель: Какие слова вы записали? Почему они так называются?

Дети: Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы.

Учитель: Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? Какой частью речи являются эти слова?

Докажите, что это имена существительные.

IY. Повторение признаков имени существительного

Учитель: Назовите постоянные признаки имени существительного.

Дети: Одушевлённость, неодушевлённость.

Учитель: Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.

Снег, метель, ребята, зима, заяц, снежинка, лисица, собака.

Учитель: Какие ещё постоянные признаки имени существительного вы знаете?

Дети: Род.

Учитель: Определите род имён существительных, которые вы записали.

(Самопроверка, учитель открывает ответы на доске.)

Учитель: Кто правильно определил род имён существительных?

Постоянный признак имени существительного…

Дети: Склонение.

Учитель: Что называют склонением имён существительных?

К 1-му склонению относятся имена существительные…

Ко 2-му склонению относятся имена существительные…

К 3-му склонению относятся имена существительные…

Учитель: Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.

Учитель: У какого существительного не смогли определить склонение?

.Дети: Пальто.

Учитель: Почему?

Дети: Не склоняется.

Учитель: Приведите примеры не склоняемых имён существительных.

Существительные, какого склонения мы не записали? (Третьего.)

Запишите 5 существительных третьего склонения. Какое правило надо вспомнить при выполнении этого задания? Выделите орфограмму - мягкий знак после шипящих на конце существительных. Прочитайте записанные слова.

(Коллективная проверка.)

Назовите непостоянные признаки имени существительного.

Дети: Число, падеж.

Учитель: В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Дети: В форме единственного числа.

Учитель: Употребите эти имена существительные в форме множественного числа.

Морозы, берёзы, медведи, сороки, ветры, облака.

Нет формы множественного числа: пальто, иней, погода, серебро.

Учитель: Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа.

Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество.

Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа.

Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота.

Учитель: Сколько падежей в русском языке?

Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Как различать И.п. и В.п. неодушевлённых имён существительных?

Дети: Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. - второстепенный член предложения.

Учитель: Составьте из слов предложение и запишите его.

укрыл, пушистый, периной, снег, поляну

Учитель: Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж.

(Коллективная проверка.)

Y. Физминутка

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром.

YI. Разбор слов

Учитель: Разберите по составу слова поляну, периной.

(Комментируют 2 ученика.) Разберите слово периной как часть речи.

Периной - (чем?), н.ф. перина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., ед.ч., в Т.п., второстеп. член предл.

(Ученик работает у доски, коллективная проверка.)

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания?

YII. Безударные падежные окончания имён существительных

Учитель: Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Учитель: В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и?

Дети: В первом склонении в Р.п.

Учитель: На карточке вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.

(Работа в парах, у каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.)

Карточкм

Учитель: Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

YIII. Творческое задание

Учитель: Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.

(Заслушиваются варианты заголовков и заключительная часть текста.)

IX. Итог урока

Учитель: О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

X. Домашнее задание

Упражнение 194 с. 111 (Учебник “Русский язык.4 класс.” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.)