Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Один из древнейших способов художественного оформления тканей является батик. Слово “батик” означает “рисование горячим воском”. Суть этого способа заключается в том, что участок ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными резервирующими составами. Состав предохраняет ткань от воздействия краски.
В технике горячего батика узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.
Более легкий и распространенный метод - холодный батик, это европейское изобретение эпохи модерна. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом.
Изделия, выполненные в технике батика, всегда оригинальны и неповторимы. Ткани, декорированные таким способом, идут не только на создание уникальных ансамблей одежды, платков, шарфов, косынок, но и участвуют в художественном оформлении интерьеров жилых и общественных зданий. Декоративная композиция, оформленная как картина, в раму, выступает в роли красочного акцента в интерьере или может быть камерной миниатюрой, рассчитанной на близкое рассматривание.
Любая работа в технике батика - это своего рода эксперимент.
Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения также необходимы. В беседах содержатся сведения о технологии горячего батика, их декоративных и технологических свойствах. Также рассказывается о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по требованиям и охране труда. Учащимся объясняются особенности очередного задания, его объем.
В теоретических сведениях содержится история возникновения и развития батика.
Рассматриваются законы, основные принципы и приемы орнаментальных изображений, правила сочетания композиций, особенности подготовительного рисунка и целый ряд других необходимых сведений.
При оценке успеваемости учащихся учитываются:
- уровень знаний теоретических вопросов технологии и умение применять их в практической работе;
- степень овладения рабочими приемами;
- продолжительность выполнения работы;
- соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы и др.
При оценочном критерии обязательно учитываются старание ученика, его отношение к работе, степень самостоятельности и проявление элементов творчества. Основными критериями оценки обученности учащихся служит качество самостоятельно изготовленного изделия или образца.
Целью данных занятий является обучение технологии “горячего батика” учащихся, развитие воображения и навыков творческой деятельности.
Задачи:
№ |
Темы занятий “ГОРЯЧИЙ БАТИК” (30 часов) |
Кол-во часов |
1 | Введение, подготовка материалов | 1 |
2 | Способ работы в технике простой батик | 3 |
3 | Способ работы в технике сложный батик | 3 |
4 | Способ работы в технике от пятна | 3 |
5 | Эффект кракле | 2 |
6 | Создание фактуры с помощью штампов | 2 |
7 | Творческая работа | 14 |
8 | Защита творческого проекта | 2 |
Технические особенности горячего батика требуют декоративно-плоскостного, орнаментального решения композиции, без передачи иллюзии пространства и объема.
Подготовка материала для создания декоративной композиции заканчивается разработкой проекта изделия.
Неотъемлемой частью композиции является цвет.
Любая работа в технике батика - это своего рода эксперимент.
При горячем батике резервирующий состав наносится в разогретом виде, как для нанесения линий контура, так и для пятнового решения композиции. Резерв наносится при помощи различных инструментов и приспособлении в виде линий или пятен различной формы: брызги, точки, сетки и т.д. горячий батик очень живописен.
Практическая работа состоит из четырех работ - проб в технике горячего батика:
ПРОСТОЙ БАТИК решается обычно в два цвета: цвет ткани (белый) и цвет фона. Горячий резервирующий состав наносится при помощи различных инструментов по рисунку. Резервирующий состав должен пропитать ткань насквозь. Когда состав затвердеет, всю работу быстро перекрывают краской. Просохшую ткань снимают с подрамника, проглаживают через бумагу горячим утюгом. Работу проглаживают до тех пор, пока на ткани не останется никаких следов резервирующего состава.
СЛОЖНЫЙ БАТИК состоит из нескольких этапов, каждый из которых как бы повторяет роспись способом простого батика. Сначала закрывают резервирующим составом те места, которые должны остаться белыми. Затем ткань покрывают самой светлой краской (например, желтой). Высохшую ткань покрывают резервирующим (разогретым парафином)
составом в тех местах, которые должны остаться желтыми. Затем ткань заливают вторым цветом (например, оранжевым), закрывая его таким же способом. Третья заливка цветом может быть в нашем примере красная, а четвертая - самым темным цветом. С высохшей работы резерв удаляют указанным выше способом. (Рисунок1)
РАБОТА “ОТ ПЯТНА” для перекрытия ткани используется живописная заливка несколькими цветами. Общий фон при работе “от пятна” всегда темный. Это необходимо для того, чтобы перекрыть краску, расплывшуюся за пределы рисунка.(Рисунок2)
КРАКЛЕ (кракелюры) - это тонкие трещинки - паутинки, покрывающие работу частично или целиком. (Рисунок 3)
Для получения эффекта “кракле” ткань покрывают горячим резервирующим составом при помощи широкой кисти. Как только резерв застынет, работу снимают с рамы, осторожно сминают. На ткани появляется сеть трещинок. Трещинки покрывают красителем, краска проникает в изломы и образует тонкую причудливую сеть трещинок. Ткань сушат, а затеи убирают резерв, как в обычном горячем батике.
ИТОГОВАЯ РАБОТА по технике горячего батика - это творческая работа учащихся, выполненная по технике сложного батика, где используются все техники горячего батика. (Рисунок 4)
Что потребуется для проведения занятий:
Ткань
Ткань, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок, проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.
Волокно | Характер горения | Запах при горении |
Хлопок, вискоза, лен |
Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу | Жженой бумаги |
Шелк, шерсть |
Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце | Жженого рога |
Искусственные |
Не горят, плавятся, образуя на конце шарик | Нет запаха |
Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь, как правило, используются для горячего батика.
На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Краски
Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона.
При выборе красок необходимо учитывать
несколько факторов. Прежде всего, выясните, чем
они растворяются, водой или спиртом. Удобнее
использовать краски разбавляемые водой. Также
важно знать способ закрепления красителя на
ткани. Для начинающих больше подходят импортные
краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее
удобен и позволяет сэкономить время.
Если вы выбираете более распространенные и
дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете
себя на дополнительные сложности. В этом случае
старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по
фиксации готового изделия, иначе работа может
полинять.
Кисти
Вам потребуются круглые кисти с размерами от 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.
Рамы для росписи
Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика.
Прочие принадлежности
Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями.
Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки.
Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая.
Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками.
Чтобы ускорить процесс высыхания, вам понадобится фен или вентилятор.
Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.
Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи, с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, а шелк - в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. (Рисунок 6)
Натягивание ткани на раму
Закрепите ткань кнопками сначала посередине одной стороны, а затем от центра к углам.
Прикреплять начинаете с той стороны, где кромка. Чем больше кнопок, тем ровнее натянется материал.
Таким образом поступить со всеми сторонами. (Рисунок 7, 8)
Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок (натяжения нитей) не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
Подготовка резерва
Займемся подготовкой резервирующего состава.
Для резерва нужен воск, но его с успехом можно заменить парафином или обычной хозяйственной свечей.
Кладем кусок парафина в металлическую банку, ставим ее в миску с водой и все вместе на электроплитку.
После того как парафин полностью расплавится, уменьшаем мощность плитки. В дальнейшем необходимо поддерживать постоянную температуру расплавленного парафина и подливать горячую воду в миску.
При горячем батике резервирующий состав наносится в разогретом виде, как для нанесения линий контура, так и для пятнового решения композиции. Резерв наносится при помощи различных инструментов и приспособлений в виде линий или пятен различной формы: брызги, точки, сетки и т.д. Горячий батик очень живописен.
Будьте осторожны: если капля парафина попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза.
Как избавиться от резерва?
Кладем на стол несколько газет, на них - батик, а сверху еще несколько газет. Гладим горячим утюгом, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина.
Если резерв покрывал батик равномерно, то остатки парафина не помешают, а даже предохранят ткань от случайной влаги и дадут дополнительный эффект.
Горячий батик - наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, вы обнаружите, что воск - самый благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.