Цели урока:
Задачи урока:
- Совершенствовать умения работать с картами атласа, текстом учебника, составлять таблицы.
- Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, высказывать суждения.
- Воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь.
Оборудование: физическая карта мира, политическая карта Африки, иллюстрации, таблицы, учебные картины, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, атлас, универсальная энциклопедия для юношества (страны и народы), географический атлас мира, мультимедийные технологии (техническое оборудование).
Формы работы: групповая с элементами ролевой игры.
Тип урока: по дидактическим целям – изучение нового материала; по методам обучения – ролевая игра.
План урока:
1. Организация урока.
2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебных задач. Изучение новой темы.
3. Работа учащихся в группах. Результаты работы в таблицах. Ответы учащихся.
4. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. Достижение цели.
5. Практическая часть урока.
Выполнение задания в рабочих тетрадях на странице 43.
6. Домашнее задание.
Ход и содержание урока.
1. Этап – организационный.
Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.
2. Этап – актуализация знаний учащихся.
Учитель. Мы продолжаем изучение материка Африка. Африка – прародина человека. Наиболее древние останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 27 млн. лет. Ребята, давайте актуализируем наши знания.
Вопрос № 1 Что называют географическими координатами точки земной поверхности?
Ответ: Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности.
Вопрос № 2 Дайте определение понятию “географическое положение”.
Ответ: Географическим положением называют положение какого-либо пункта или объекта на земной поверхности по отношению к другим пунктам или территориям.
Вопрос № 3 В каких климатических поясах находится материк Африка?
Ответ: Африка находится в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Вопрос № 4 Назовите крупнейшие по площади страны.
Ответ: Россия, Китай, Бразилия, США, Канада.
Учитель: По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Восточную и Южную.
Тема урока: “Страны Северной Африки. Алжир”.
Цель урока: дать характеристику страны по плану, показать хозяйственную деятельность населения. (учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока).
3. Этап – групповая форма работы.
Учитель: Ребята, сегодня работаем в группах. Для составления характеристики страны используется типовой план (учебник – стр. 313).
Типовой план выводится на экран. (Приложение 1)
Вопросы плана отражены в таблицах, представленных каждому участнику группы. Группы имеют по три вопроса, включая оценочные листы (Приложение 2), определяется организатор, который распределяет вопросы, заслушивает, оценивает ответы.
Вы работаете с картами атласа, которые дают 80% информации, с текстом учебника §31 и дополнительной литературой. Результаты работы заносятся в таблицу.
Четвертая группа подготовит дополнительную информацию об Алжире.
Группы начинают работу, на выполнение заданий отведено время – 10 минут.
По завершению работы группы дают характеристику страны по плану.
(В ходе характеристики каждая из групп, вносит результаты другой группы в таблицу).
Описание страны по плану.
1. Какие карты надо использовать при описании страны?
Физическую карту Африки, климатическую карту Африки, карту природных зон Африки, политическую карту Африки.
2. В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
Алжир находится на северо-западе Африки. Это одно из крупных развивающихся государств материка, освободившихся от колониальной зависимости.
Столица страны – Алжир, географические координаты 37 градусов с.ш. и 3 градусов в.д.
3. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.
В связи с большой протяженностью с севера на юг, в Алжире выделяют Северный Алжир и Алжирскую Сахару.
Горы Атлас поражают своей красотой. Хребты, подымаясь ввысь, заканчиваются острыми вершинами с отвесными скалами.
Вдоль побережья вытянулись две главные горные цепи – Телль Атлас и Сахарский Атлас.
Самая высокая вершина – Шелия (2328 м) в горах Орес. Большая южная часть страны представляет собой возвышенную равнину, а на востоке поднимается нагорье Ахаггар. Большая часть поверхности Алжирской Сахары – каменистая; и лишь на отдельных участках встречаются пески. Недра Алжира содержат большие запасы топливных полезных ископаемых – нефть и газ, рудных – железные и полиметаллические, химические – фосфориты.
Из железных руд выплавляют чугун и сталь, из полиметаллических – цветные металлы, из фосфоритов – минеральные удобрения.
4. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
Климатические пояса – субтропический, тропический. Климат побережья субтропический, средиземноморский.
Для субтропического климата характерны сухое жаркое лето и теплая влажная зима.
Северная часть Алжира: средняя температура: января +8 градусов С, июля +32 градусов С, среднегодовое количество осадков в милиметрах –100–1000.
Южная часть Алжира: средняя температура: января +16 градусов С, июля +32 градусов С, среднегодовое количество осадков менее 100 мм. Причины – географическая широта, влияния океанов и морей, особенности рельефа, преобладающие воздушные массы.
5. Крупные реки и озера.
Здесь почти нет поверхностных вод и протекает только одна река – Шелиф.
В Алжирской Сахаре сосредоточены большие запасы подземных вод. Иногда они выходят на поверхность в виде источников.
6. Природные зоны и их основные особенности.
Северный Алжир занимает зону жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, которая включает северную часть Атласских гор и прилегающую прибрежную равнину.
В этой зоне много тепла и достаточное увлажнение. Поэтому природные условия этой части Северного Алжира наиболее благоприятны для жизни человека и сельского хозяйства.
Некогда разнообразный животный мир страны теперь сильно обеднел; хищнически истреблены львы, леопарды, страусы, бакланы и некоторые другие звери и птицы. В Алжире сохранились обезьяны, зайцы, шакалы, гиены. На озерах много перелетных птиц. Многочисленные пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, вараны.
7. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
Коренное население страны – алжирцы, состоящие из арабов и берберов. Кочевое население Алжирской Сахары представлено племенами туарегов. Они населяют самые суровые части пустыни и нагорье Ахаггар. В сельской местности строятся прямоугольные жилища. У них плоские крыши и плоские внутренние дворы. На улицу выходят стены без окон.
Алжирцы занимаются главным образом животноводством – разводят овец, коз и верблюдов. Земледелие возможно только в оазисах, где алжирцы выращивают финиковые пальмы, а под их кроной – плодовые деревья и зерновые культуры.
Гончарное ремесло представлено изготовлением ковров, шерстяных и шелковых тканей, а также обработкой травы альфы, из которой плетут циновки, корзины и веревки.
Четвертая группа дает дополнительную информацию об Алжире.
4. Этап урока – подведение итогов.
Итоговые вопросы:
- Как вы думакте, какое значение для Алжира имеет выход к Средиземному морю?
- Каковы особенности природы Алжира?
- В какие места Алжира вы бы хотели совершить путешествие и почему?
Алжир – это аграрно-ндустриальная страна. Одна из крупнейших стран Северной Африки. Она занимает первое место по запасам природного газа, ртутных и вольфрамовых руд и третье место по запасам нефти.
В стране функционируют все виды наземного транспорта, а также воздушный и морской. Алжир является основным экспортером нефти и природного газа в Европу, что способствует выходу страны на мировой экономический уровень.
(Использование мультимедийных технологий, на экране показаны фрагменты природных особенностей страны).
Оценивание ответов учащихся.
5. Этап урока – практическая часть урока.
Выполнение учащимися заданий в рабочих тетрадях на странице 43.
Задание:
1. В контурных картах подписать название страны
Алжир, ее столицу.
2. Подписать названия стран, с которыми граничит
Алжир.
(Выставление оценок в дневниках).
6. Домашнее задание: § 31, вопросы после § 31.
БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК, ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.