Дифференциация звуков и букв "ш—щ"в слогах, словах

Разделы: Начальная школа


Цели:

Учит различать звуки “ш-щ” в слогах, словах.

Воспитывать орфографическую зоркость.

Развивать внимание, память, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование.

Картинки с изображением тучи, солнышка и его лучей.

Картинки с изображением героев сказок.

Слоговые таблицы.

Таблицы со словами.

Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Чтение слоговой таблицы.

а) Слоговая работа.

ша_ща щу-шу ша-ща щу-шу
що_-шо ящ-аш шо-ще ющ-юш
аш-ящ ещ-еш иш-ищ ещ-еш

Какие звуки и какие буквы повторяются в этих слогах? Какие звуки и буквы мы будем сравнивать? Что общего в этих звуках? (Согласные, шипящие).

3. Прочитать слова, четко произнести.

Шар, шуба, щит, щепка, лещ, товарищ, шашки, щука, шел, щи, шкаф, плющ, пища, шило, щека.

Как вы думаете, в чем отличие звуков “ш” “щ”? (“ш” - всегда твердый, “щ” - всегда мягкий).

(Какой бы гласный не стоял за звуком “ш”, он всегда будет твердым. Звук ”щ” всегда мягкий, какой бы гласный за ним не стоял. )

4. Сегодня на занятии мы будем тренироваться в различении звуков “ш”, “щ” и правильном написании букв “ша”, “ща”. А помогут нам герои сказок. Назовите звуки, из которых состоят их имена.

“Не садись на пенек, не ешь пирожок,
Ну-ка вспомни сказку, друг.

Кто умнее был, ответь, в сказке: “Маша и медведь”.

Удивляется народ, едет печка, дым идет.
А Емеля на печи ест большие калачи.
Чай сам наливается по его хотенью.
А сказка называется “По щучьему веленью”.

Дайте кличку попугаю, чтобы был звук “ш”. (Попугай Кеша). Собрались наши герои на поляне. Деревья вокруг, бабочки порхают. Солнышко светит. Вдруг налетела туча, закрыла солнышко. Стало темно. Помогали туче темные силы леса во главе с Кощеем Бессмертным . Мы поможем сказочным героям вернуть солнышко, если будем правильно выполнять задания. Я прошу вас быть внимательными и активными, помогать мне. Ваша помощь -это участие в уроке . А оценивать мне поможет солнышко. Вернее его лучи . Если правильный ответ, солнышко светит ярче, и у него появляется новый лучик. Ответ не правильный солнышко прячется за тучу.

5. Прослушайте слова. Найдите звук “ш”-“щ”. Запишите соответствующую букву.

В начале слова:

щетка, шапка, щи, шар, щетка, штаны;

В середине слова:

решето, морщины, мишень, вещание, горошина, ищейка;

В конце слова:

малыш, плющ, душ, душ.

Проверим. Появился первый лучик. Солнышко показалось из-за тучи.

6. Составить и прочитать шесть слов из двух слогов, четыре слова из трех слогов.

ще ши щел лы
шап ка щеп ве
щу на мал ма

Проверяем. щелка, шапка, щука, шина, щелка, щепка, малыши, машина, навещу, вешалка.

Еще один лучик появился у солнышка.

7. Записать слова в два столбика. В первый столбик слова со звуком “ш”, во второй со звуком “щ”:

шило, щель, шары, щетка, шея, плащ шарик, щеки, Маша, товарищ, груша, чаща.

Проверяем. Кто выполнил правильно, прикрепляет луч к солнышку.

8. Нам на помощь пришли волшебные матрешки. На обратной стороне напечатан текст. Ручкой синего цвета вписать пропущенный согласный “ш”, а ручкой зеленого цвета “щ”.

…ирока площадь. Поло. . . у в воде …ерстяное и шелковое платья . Боль…ой кипя…ий котел. Выра…иваю и ку…аю ово…и.

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

9. Прочитать слова, написанные на карточках. Найти разницу в произношении, написании и значении этих слов.

чаша чаща
помещать помешать
защита зашито
шелк щелк
прощу прошу
укрощать украшать
пишу пищу

Придумать предложения с этими словами и записать.

Проверить и присоединить лучик к солнышку.

10. Физминутка.

  • Звук “ш” протяжно звучит, (руками раздувать шар.)
  • А “щ” - прерваться спешит (шар лопнул).
  • Звук “ш” можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).
  • Звук “щ” спешит улизнуть (руки опустить).

11. Дописать слоги ша-ща.

Кры…, ро…, Ми…, ча…, ка…, пи….

Дописать слоги шу-щу.

Ре…. , пи…, но…, уго…, напи…. , зачи…

Проверить, присоединить лучик к солнышку.

12. Ответить на вопрос одним словом. Записать.

Где жили первобытные люди? Чем покрыта кожа свиньи? Как по-другому называются огурцы, помидоры, свекла, лук? Кто ведет поезд? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как по-другому называются маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называется дорога, по которой едут машины?

Проверить. Присоединить лучик к солнышку.

Итог занятия.

Посмотрите, как светло стало в классе. Сколько лучей у солнца. Это правильно выполненные задания. Земля освещается солнцем, а человек знаниями. Вспомним, чему учились на уроке? (Различать звуки и буквы “ш”-“щ”).

Какой звук”ш”?

  • Всегда твердый.
  • Какой звук “щ”?
  • Всегда мягкий.

Подберите по одному слову со звуком “ш”. Со звуком “щ”. Придумайте предложение, где бы были звуки “ш”-“щ”.

Щеки красные у Саши, ел он много щей и каши. Назвать слова со звуком “ш”-“щ”.

Мне было приятно с вами работать. Спасибо.