Тема урока: "Вязание на пяти спицах". Носок. Выполнение пятки и мыска способом частичного вязания

Разделы: Технология


Тема: Вязание на пяти спицах.

Цель: Научить вязать пятку и мысок способом частичного вязания.

Задачи:

  • Образовательная – формирование умений применять полученные знания и умения в выполнении пятки и мыска и способом частичного вязания.
  • Развивающая – умение работать с инструкционной картой.
  • Воспитательная – воспитание интереса к предмету и любви к рукоделию.

Метод: словесно – наглядный, практический.

Наглядные пособия:

  • Носки (пятка и мысок способ частичного вязания)
  • Инструкционная карта
  • Схема на доске.

Оборудование:

  • Комплект из 5 спиц.
  • Шерстяная пряжа
  • Схема

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Связь предыдущего материала с предстоящим уроком.
  4. Изложение нового материала.
  5. Практическая работа “Оформление пятки способом частичного вязания”.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов.

История создания носков

Ещё в начале XIII века люди стали носить на ногах мешочки, которые в развитии цивилизации мира стали называться носками. В те времена носить носки считалось роскошью, и поэтому их носили лишь богачи. Носки ценились не потому, что являлись новинкой, а потому, что изготавливались из натуральных и прочных тканей и волокон: шерсти, хлопка. Носки можно было носить месяцами, и они не протирались. Существуют факты, что ещё в древности, когда люди сами добывали себе пищу, убивая мамонтов и других животных, мясо уходило на пищу, а шкура – на одежду. Ещё в те времена люди, спасая ноги от боли при ходьбе по камням, холода, натирания стоп, обматывали их шкурой. Это больше всего напоминает носки. Так значит временем появления носков надо считать не XIII век, а времена древности до нашей эры?

Нет. Этого не могло произойти, потому что не сохранилось фотографий этих носков, веских доказательств, что они вообще существовали.

Первая женщина, связавшая носки, была Марина Колд, проживающая в Южной части Испании, но родиной носков не принято считать эту страну, так как чертежи изделия и техника выработки появились раньше.

В России носки появились лишь в 1815 году. Сначала их также изготавливали из шерсти и хлопка, а потом начали добавлять капроновые волокна.

В Египте в 1917 году появились носки с раздельными пальцами. Они изготавливались только из синтетических нитей, чтобы человеку было в них удобно. В России такие носки появились лишь несколько лет назад.

Сейчас носки служат неотъемлемой частью гардероба любого человека.

Техника изготовления

Измерьте объем ноги у щиколотки. По контрольному образцу основного узора носка определите плотность вязания. Подсчитайте число петель, необходимое для начала работы.

Наберите 40 петель на две чулочные спицы, сложенные вместе. Освободите одну из спиц и очень туго провяжите один ряд резинкой 1х1, одновременно распределяя петли на 4 спицы следующим образом: провяжите первые 10 петель одной спицей, затем 2-й провяжите ещё 10 петель, далее 3-й ещё 10 петель, и последние 10 провяжите 4-й спицей. Таким образом, провязаны все 40 петель и в работу введены 4 спицы, свободная пятая рабочая. К петлям 1-й спицы приколите булавку, или прикрепите цветную нить: в дальнейшем эта спица будет ориентиром в работе. Затем конец нити свяжите узлом с рабочей нитью, отчего вязанье замкнется в круг.

Далее вяжите по внешней стороне круга по часовой стрелке 4-5 см резинкой 1х1. Выполнив её, переходите на чулочную вязку и вяжите 5 см (до щиколотки).

Начинаем вязать пятку.

Разделите вязание на две равные части – 20 и 20 петель. Далее вяжите на двух спицах: 3-й и 4-й. Первая и вторая спицы в образовании пятки не участвуют. Для того, чтобы было удобно, необходимо петли с двух спиц перевести на одну. В конце каждого ряда оставляем не провязанными по одной петле.

Вяжем лицевыми и изнаночными петлями на 20 петлях для удобства находящихся на 1 спице

20 п : 3 = 7 п

Распределяем так: 7, 6 и 7 петель, т.е. с каждой стороны мы должны оставить непровязанными 7 петель. Для этого в конце 1 ряда оставляем на спице 1 непровязанную петлю.

Поворачиваем работу и в конце следующего ряда оставляем ещё 1 петлю.

Вяжем до тех пор, пока в центре окажется 6 петель. Связана 1/2 пятки.

Вторую половину пятки вязать, добавляя в конце каждого ряда по 1, не провязанной ранее, петле. Для того, чтобы пятка была плотной, необходимо рабочей ниткой обхватывать следующую петлю.

Например.

В середине осталось 6 петель, мы провязываем 7-ю петлю, а 8-ю обхватываем рабочей нитью. Работу поворачиваем, 7-ю петлю снимаем, вяжем 6,5,4,3,2,1 петли, 6-ю петлю огибаем рабочей нитью.

Работу поворачиваем и продолжаем вязание до тех пор, подхватывая в конце ряда по одной петле, пока все петли будут провязаны.

В результате мы получили с двух сторон спущенные петли.

Так вязать до тех пор, пока все петли будут провязаны.

Далее вязать стопу на 4-х спицах (40 петель) по кругу до мизинца.

Мысок вязать как пятку, на 2-х спицах со стороны стопы.

Открытые петли сшить трикотажным швом.

Выполнение петли и мыска способом частичного вязания

Последовательность выполнения работы Графическое изображение
1. Раздели петли на 2 части.

2. Перенеси петли с 2-х спиц на одну.

3. Вяжем на спице, где 20 петель. Вязка чулочная. 2 спицы в режиме ожидания.

4. В конце каждого ряда оставляем на спице по одной не провязанной петле.

5. Вторую половину пятки вяжем подхватывая в конце каждого ряда по дополнительной петле.  
6. Провязываем все петли. Пятка готова.