Цели урока.
- Ознакомление учащихся с историческими данными о капусте, ее питательной ценностью.
- Научить одному из способов заготовки капусты впрок.
Воспитательная задача. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям и обрядам России.
Развивающая задача. Развивать творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группе.
Методы урока. Беседа, игровые моменты.
Пособия . Учебные таблицы:
- «Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами»;
- «Виды капусты»;
- «Форма нарезки овощей».
Кухонный инвентарь:
- деревянное корыто для сечки капусты;
- сечка;
- два тазика;
- мерная посуда;
- современные приспособления для резки капусты и моркови;
- разделочные доски, терки, стеклянные банки объемом 1 л;
- капроновые крышки;
- деревянная палочка;
- ножи.
Выставка готовых блюд. Банки с квашеной капустой, виды капусты, салаты из квашеной капуты (приложение 1).
Продукты для практической работы:
- капуста свежая - 1 кг;
- соль крупная – 2 чайные ложки;
- морковь – 1 шт.;
- яблоки мелкие – 3 шт.;
- клюква – 1 столовая ложка;
- лавровый лист – 3 шт.;
- перец горошек – 3 шт.;
- сахар – 1 чайная ложка.
Словарь. Тартроновая кислота, шинковать, капуста, фитоциды.
Тип урока. Урок изучения новых знаний.
План урока.
- Организационный момент урока.
- Исторические сведения.
- Технология приготовления квашеной капусты.
- Практическая работа.
- Заключительная часть урока.
Творческое задание.
За две недели до урока учащиеся получают задание подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах, собирают «бабушкины рецепты» по приготовлению салатов и лечебных рецептов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Исторические сведения.
Учитель. Месяц сентябрь для крестьян и горожан самый сытный в году – это время подготовки домашних запасов на зиму. Из всех овощей – первая «барыня» – капуста. Познакомимся с историческим данными о капусте и ее питательной ценностью.
Ученица 1. Капусту начали выращивать в конце каменного века, но признание она получила в Древней Греции. Греки кормили своих воинов капустой, чтобы они не болели, были сильными. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма.
Ученица 2. Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокачанная. Огороды, где она выращивалась, называли капустники. (2).
Учитель. Слово «капуста» произошло от латинского слова «голова», переводится – «капут». Белокачанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни.
Ученица 3. Свежие листья белокачанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.
Ученица 4. Листья капусты, сваренные в молоке и смешанные с отрубями применяют при мокнущей экземе. Капустный отвар обладает мочегонными свойствами.
Ученица 5. Широко применяют и сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство [2].
Учитель. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы [1].
Ученица 6. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %.
Ученица 7. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом.
Ученица 8. В свежей капусте есть яблочная и лимонная кислота, а в квашенной капусте - и молочная кислота.
Учитель. А еще в капусте содержиться тартроновая кислота, она тормозит отложение жиров при неумеренном питании. Фитоциды капусты обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий.
Из капусты готовят салаты, первые и вторые блюда, гарниры, делают начинку для пирожков, пирогов, вареников и заготавливают впрок.
Первыми заготавливать капусту впрок научились древние славяне. Они разработали способ квашения капусты. Он основан на превращении сахара, содержащегося в капусте, в молочную кислоту, которая препятствует развитию гнилостных бактерий. При квашении добавляется соль, она придает вкусовое качество и усиливает действие молочной кислоты [2].
Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы стали использовать этот метод. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. 27 сентября – день Воздвиженья [3]. Крестьяне подмечали, что когда наступали первые заморозки, то «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает».
С Воздвиженья начинали рубить капусту. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» - гласит народная пословица.
С этого времени начинались капустники, капустные вечеринки, которые длились две недели.
В эти дни собирались родственники, которые очищали капусту от испорченных листьев, мыли и парили деревянные кадки. Для рубки капусты в каждом доме было особое деревянное корыто и специальная сечка.
(Учитель показывает старинные приспособления для рубки капусты).
Девушки в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни со своими гостинцами, высматривать невест: «Смекай девка про капусту, да помни про жениха». Эта пословица говорит про то, что девушкам работать надо хорошо, чтобы понравиться жениху и свахе.
Рубили капусту острыми секачами, квасили целыми кочанами и приговаривали:»Вилки в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи».
3. Технология приготовления квашеной капусты.
Чтобы капуста была сочной, хрустящей, вкусной соблюдаем технологию приготовления:
Технология приготовления капусты.
- Снять с кочана все зеленые и грязные листья.
- Нашинковать капусту острым ножом на полоски шириной примерно 5 мм.
- Выложить в тазик и посолить (на 1 кг нарезанной капусты берем 2 чайные ложки соли).
- Одну среднюю морковку натереть на терке и добавить к нарезанной капусте.
- В тазик с капустой и морковью добавляем 1 чайную ложку сахара, 2 лавровых листа и 3 горошины горького перца.
- Перемешать капусту с добавками, как бы вспушивая ее, но не отжимать и растирать.
- Положить капусту в чисто вымытую стеклянную банку и утрамбовать, чтобы выступил сок, который не дает капусте сохнуть и портиться.
- Сверху на капусту ставим тяжелый предмет (стеклянная баночка, наполненная водой).
- Через два дня капуста начнет бродить. На поверхности появится пена.
- Тяжелый предмет с банки снять, капусту проткнуть деревянной палочкой до дна банки, чтобы вышли газы, которые ухудшают вкус капусты.
- Через четыре дня банку с капустой накрыть пластмассовой крышкой и поставить в холодное место, чтобы она не перекисла.
- Рассол светлеет и через неделю капуста готова к употреблению.При засолке в капусту можно добавлять яблоки поздних сортов, клюкву, укроп, тмин.
Перед практической работой кабинет превращается в старинную избу, где девушки водят хоровод, образуя длинную вереницу, поют песни, держась за руки.
Учитель пения подбирает мелодию на слова песни из игры «Капустка»:
Вейся ты, вейся, капустка моя,
Вейся ты, вейся, виловая моя.
Вечор на капустке, вечор на виловой,
Частный, сильный дождик.
Как мне, капустке, не витися ?
Как мне, виловой, не свитися ?
Ученица, представляющая хозяйку избы, говорит:
«К нам наехали капустны вечера,
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-тка ее мне усолить.»
Ученица, представляющая хозяйку, приглашает начать практическую работу.
4. Практическая работа. «Квашение капусты».
- Учитель проводит вводный инструктаж по охране
труда при работе с колющими и режущими
инструментами:
- снимая верхние листья, осторожно обращаемся с ножом;
- во время шинковки держать правильно руки, чтобы не порезаться;
- ножи передавать друг другу тупым концом;
- нельзя натирать на терке морковь маленькими кусочками. - Каждая бригада получает инструкционные карты, набор посуды и инструментов и приступает к работе. Выполняя работу по квашению капусты, девочки говорят различные пословицы и поговорки: «Капусту добудем – сыты будем, о голоде забудем», «Капусту на зиму рубить – значит сытыми всем быть», «Хлеб да капуста лиха не допустят», «Если в доме есть капуста, на столе не будет пусто», «На стол пирог с капустой – в брюхе не будет пусто», «Щи да каша – пища наша», «С капустой дружбу водить – здоровым быть», «Вилки в ведро, руби серебро, сечи-мельчи , в кадку топчи!»
- Помощь затрудняющимся в работе.
- Контроль выполнения правил охраны труда.
- Уборка рабочих мест.
5. Заключительная часть урока.
1. Вопросы для закрепления темы урока.
- Какую роль играет молочная кислота при квашении ?
- Что означает слово - шинковать?
- Для чего при квашении делают проколы в капусте?
- Какие добавки используют при квашении капусты?
6. Подведение итога урока.
Учитель. Вы хорошо поработали и получили следующие оценки …………(оцениваю работу каждой группы, а внутри группы работу оценивает бригадир.)
А сейчас время игры! Отдохнем.
Девочки берутся за руки и водят хоровод «завивая капустку» и «развивая ее», движения плавные, неторопливые, сопровождаются пением.
Вейся ты, вейся, капустка моя,
Вейся ты, вейся, виловая моя.
Вечор на капустке, вечор на виловой,
Частный, сильный дождик.
Как мне, капустке, не витися?
Как мне, виловой, не свитися?
Рецепты приготовления блюд для выставки.
Рецепт № 1.
Требуется: капуста квашеная. На одно 10-литровое ведро нарезанной капусты добавляют три пригоршни тертой моркови, одну столовую ложку сахара, одну пригоршню крупной соли, пять лавровых листочков, семь горошин горького перца.
Приготовление. Все продукты смешиваем так, чтобы морковь равномерно смешалась с нарезанной капустой и плотно утрамбовываем в эмалированную кастрюлю. Через 2 дня капусту прокалываем, а на 4-ый день раскладываем по стеклянным банкам, утрамбовываем, закрываем пластмассовыми крышками и ставим на холод.
Рецепт № 2. Салат из капусты со сладким перцем.
Продукты. 200 г капусты, 200 г сладкого перца, 150 г свежих огурцов, 100 г помидоров, 30 г репчатого лука, 75 г отварного риса, 150 г ветчины или вареной колбасы,75 г майонеза, соль по вкусу, зелень петрушки.
Технология приготовления: капусту нарезать соломкой и перетереть с солью. Нарезать соломкой сладкий перец, кольцами – лук, кубиками – помидоры, ветчину, колбасу, огурцы. Все тщательно перемешать. Залить майонезом. Украсить зеленью петрушки.
Рецепт № 3. Салат из капусты с клюквой.
Продукты: 200 г капусты, 1\2 стакана клюквы, 20 г сахарного песка, 2 столовые ложки сметаны и соль по вкусу
Технология приготовления: капусту нашинковать, перетереть с солью, положить клюкву, посыпать сахаром, заправить сметаной. Украсить ягодами клюквы.
Рецепт № 4. Салат из свежей капусты с яблоками и сметаной.
Продукты: 200 г капусты, 300 г яблок (лучше антоновка) 50 г сметаны, 1 ч. ложка сахара, соль по вкусу.
Технология приготовления: капусту нашинковать или нарезать соломкой, мелко нарезать яблоки, посыпать сахаром, солью, залить сметаной, перемешать.
Рецепт № 5. Салат «Витаминный»
Продукты: 300 г капусты, 100 г моркови, 50 г яблок, 20 г изюма, 1\5 часть лимона, 100 г майонеза, соль по вкусу.
Технология приготовления: капусту и морковь вымыть и нарезать соломкой , добавить мелко нарезанное яблоко, тщательно промытый мягкий изюм, посолить , перемешать. Залить майонезом, украсить салат дольками лимона.
Рецепт № 6. «Черное море»
Продукты: 1 небольшой вилок капусты, 1\2 ст. чернослива, 1 морковь, 1 лимон, 1 ст. ложка сахара, соль.
Технология приготовления: чернослив замочить в воде. Когда он разбухнет вынуть косточки и нарезать его. Капусту мелко порубить и посолить. Морковь и лимон натереть на терке. Все перемешать, добавить сахар.
ЛИТЕРАТУРА
- В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. «Вентана-Граф». 1999 г.
- С.М.Мартынов. Овощи + фрукты + меды = здоровье. Беседы врача-педиатра о питании детей. Книга для родителей. М. Просвещение. 1993 г.
- 3. Г.Д. Рыженков. Народный месяцеслов. М., Современник.1991 г.