Проект "Технология работы социального педагога с подростками девиантного поведения"

Разделы: Социальная педагогика


Формы проявления девиантного поведения.

Девиантное поведение не исчерпывается формами, входящими в классическое понимание этого термина (аддиктивное, антисоциальное, суицидальное). Сюда относятся также и те формы, которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают ее крайне односторонней, при этом серьезно осложняя межличностные отношения. Дальнейшее понимание наших теоретических позиций требует определения некоторых понятий:

  • АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Изменение психического состояния, начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию;
  • АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали;
  • СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в повышенном риске совершить самоубийство;
  • КОНФОРМИСТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчеством;
  • НАРЦИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: наиболее существенная особенность – концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях, повышенная чувствительность к оценке других людей, отсутствие чувства сопереживания;
  • ФАНАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в слепой приверженности к какой-то идеи, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам;
  • АУТИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: характеризуется затруднением социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в сферу мечтаний, фантазий.

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека пограничных психических состояний, явной или скрытой психопатологии.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных принципов человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии: пьянство, наркомания, проституция и пр.

Таблицы для семинара-тренинга для социальных педагогов.

Таблица 1. Типы неконструктивного поведения.

  1. Агрессия.
  2. Репрессия.
  3. Экскапизм (избегание).
  4. Регрессия.
  5. Рационализация.
  6. Сублимация.
  7. Проекция.
  8. Аутизм.

Таблица 2. Установки тренера группы.

  1. Аудентичность;
  2. Полное принятие человека;
  3. Избегание прямых оценок.

Таблица №. Фазы переживания психологической травмы.

Отчаяние – острая тревога без ясного осознания значимости произошедшего.

Отрицание – бессонница, амнезия, реакция ухода, оцепенение, соматические симптомы.

Навязчивость – взрывные реакции, эмоциональная лабильность, хроническое состояние гипервозбудимости с нарушениями сна.

Прорабатывание – понимание причин травмы и горя.

Завершение – новые планы на будущее.

Таблица 4. Стадии психосоциального развития (Эриксон).

Базовое доверие / недоверие к миру

Самостоятельность / стыд, сомнение

Инициатива / вина

Умение / несостоятельность

Самоидентификация / смещение ролей

Близость / изоляция

Творчество / застой

Зрелость / отчаяние

 

Примерная структура каждого занятия.

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

10-15 мин.

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопас-ность Определенные ритуалы Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу
Начало работы

5-10 мин.

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя ощущают) Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
Разминка

5-10 мин.

1. Объединение, сплочение группы.

2. Развитие межличностных связей.

3. Включение в сов-местную деятель-ность.

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами 1. Обозначение правил

2. Обеспечение безопасности участников

Работа по тематике

45 мин.

Задачи соответствуют теме занятия Самые разнообразные формы активности (игры, упражнения, дискуссии, ролевые игры и т.д.) 1. Дать определенную информацию в доступной форме

2. Предоставить возможность выразить свои чувства

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Разминка

10-15 мин.

     
Работа по тематике

30 мин.

     
Завершение занятия

10-15 мин.

1. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

3. Получение обратной связи

Подвижные и/или релаксационные игры, упражнения Обеспечение безопасности участников
Прощание

20-25 мин.

Обозначить завершение занятия Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка детей

Таблица. Пятишаговая модель интервью.

Определение стадии

Функции и цели стадии

Культурные и индивидуальные проблемы

1. Взаимопонимание

Структурирова-ние.

«Привет!».

Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. С некоторыми личностями или с некоторыми социально-культурными слоями процесс достижения взаимопонимания может стать довольно длительным. Методы раппорта варьируются в зависимости от индивидуальных или культурных особенностей.

2. Сбор информации.

Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?»

Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаст направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты воспринимают тщательное вычленение проблемы, типичное для психологов, ориентированных на средний класс. Однако после того как цели клиента четко поняты, следует вернуться к определению проблемы.

3. Желаемый результат.

К чему хочет прийти клиент.

«Чего вы хотите добиться?»

Определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент). Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немедленно. Некоторые социально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо отсюда.

4. Выработка альтернативных решений.

«Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Поработать с равными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Очень важно учитывать индивидуальные и культурные различия при вы-работке вариантов решений. То, что является «правильным» решением о вашей точке зрения, может оказаться совершено неприемлемым для другого. С некоторыми группами предпочтителен директивный стиль рекомен-даций.

5. Обобщение.

Переход от обучения к действию.

«Вы будете делать это?»

Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учиты-вали индивидуальные и культурные различия на разных стадиях интервью.

План проведения семинара-тренинга «Социально-психологические технологии работы с детьми и подростками с девиантным поведением».

Продолжительность: 5.11.2004г. – 7.11.2004г.

Время проведения: с 10.00 до 18.00

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение: Кулундинская общеобразовательная школа № 5.

Количество участников: 15 человек

Тренер семинара: Борисовская Марина Анатольевна.

Цель работы группы: знакомство участников семинара с особенностями работы с группой мальчиков-подростков с девиантным поведением.

5.11.2004г.

Цели: знакомство с участниками группы, определение проблемного поля, ознакомление участников с факторами и причинами развития девиантного поведения.

Ход занятия:

  • упражнение «Имя»
  • целеполагание
  • «Факторы и причины развития девиантного поведения»
  • упражнение «Прикосновение»
  • перерыв на обед
  • упражнение «Эхо»
  • «Трудные психические состояния подростка: агрессия, неуверенность, гиперактивность, насильственное поведение»
  • упражнение «Солнышко-льдинка», «Пойми меня глазами»
  • обратная связь

6.11.2004г.

Цели: ознакомление участников с особенностями индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением

Ход занятия:

  • упражнение «Нас с тобой сближает…»
  • «Особенности индивидуальной работы с подростками» (работа психолога)
  • упражнения «Зеркало», «Гора»
  • перерыв на обед
  • упражнения «Как у дедушки Игната…», «Мои ручки хороши…»
  • «Особенности индивидуальной работы с подростками»
  • упражнения «Доверительное падение», «Восковая палочка», Слепой и поводырь»
  • обратная связь

7.11.2004г.

Цели: ознакомление участников с особенностями групповой работы с подростками с девиантным поведением.

Ход занятия:

  • упражнение «Нас с тобой сближает…»
  • «Формы и методы групповой работы с подростками»
  • упражнения «Квартет», «Настроение»
  • перерыв на обед
  • упражнения «Карета», «Вопрос-ответ»
  • «Формы и методы групповой работы с подростками» (продолжение)
  • упражнения «Хвост дракона», «Газовая камера», и т.д.
  • Круглый стол. Обратная связь

Правила конструктивного общения

- Будь хорошим слушателем: поощряй других говорить о самих себе.

- Используй правило трех плюсов: улыбка, комплимент, имя собеседника.

- Говори о том, что интересует собеседника.

- Люди склоны слушать другого только после того, как выслушали их.

- Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

- Никогда не выноси суждения о человеке в целом лишь на основании подмеченных проявлений движений тела.

- Обращай внимание на так называемые «мелочи» в общении!

Правила безопасного поведения для подростков

Внимание – Опасность! Если ты общаешься с людьми, которые…

- Завидуют тебе, не позволяют заводить других друзей, следят за тобой;

- Угрожают, носят оружие, внушают опасение своими неожиданными реакциями;

- Учиняют разбои, нападения, быстро выходят из себя;

- Зависимы от алкоголя, наркотиков, предлагают или заставляют тебя употреблять их тоже.

Правила безопасности подростков

1. Прежде чем куда-то пойти, всегда ставь в известность своих родителей:

- куда идешь;

- как будешь добираться;

- когда вернешься.

2. Говори «Нет» если:

- кто-то постарается дотронуться до тебя так, что ты чувствуешь себя неловко.

- кто-то пытается навязать тебе свои правила игры. Принимай самостоятельно решения.

- тебе предлагают «выпить, закурить за компанию».

3. Ты – личность и заслуживаешь чувство безопасности.

4. Доверяй своим чувствам и обсуждай со взрослыми проблемы, которые не можешь разрешить самостоятельно.

5. Никогда не поздно попросить о помощи у взрослых.