Опыт ведущих психологов доказывает, что в раннем возрасте закладывается основа практического владения иностранным языком. У детей старше 11 лет возникает ряд трудностей по этому поводу, например, отсутствие мотивов изучения иностранного языка, влияние родного языка и т.д. Не возникает сомнения, что иностранный язык легче усваивается в раннем возрасте с 5 до 8 лет, когда дети легко и прочно запоминают материал и хорошо его воспроизводят.
Изучение иностранного языка развивает кругозор, воображение, память, мышление, познавательные способности. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивизацию речи и сделать интересными элементарные высказывания.
Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Развитию словесно-логической памяти способствует применение ярких игрушек, картинок и “flash cards” т.е. карточек со словами.
Проведение контроля в игровой форме нравится учащимся младших классов, заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь учитель оценивает их знания, делает выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать.
В содержание обучения входят речевые образцы: набор существительных, прилагательных, числительных, наречий, глаголов; стихи, считалки, песенки, инсценировки, комиксы. Использование ребусов, кроссвордов, чайнвордов позволяет облегчить и оживить процесс обучения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в раннем возрасте дети более восприимчивы к изучению иностранного языка, благодаря прекрасной памяти, воображению, подражанию, таланту.
В своей работе я привожу примеры упражнений для начальных классов, которые могут быть использованы для обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях.
1) На доске произвольно написаны слова, например red, Hello, a banana, a cat, No, Yes, a fish, Etc.
Учитель называет слово
Р1Р2Р3 : узнают это слово, обводят его в кружок и читают его.
2) Используются картинки с животными. Например, a frog, a cat, a dog, a fox, etс.
T: A frog? P1 : Yes. A frog.
T: A dog? P2: No. A cat.
Далее дети сами спрашивают одноклассников.
3) Игра “What’s missing?”
Учитель показывает рисунки с изображением животных (до 10 – 15 картинок)
Т: What’s this? Р1: It’s a tiger.
Р2: It’s a dolphin. Etc
Зверюшки хотят с вами поиграть.
Т: Close your eyes (Затем убирает какой-нибудь рисунок) Wake up, please. Guess, what is missing?
(Дети угадывают животное)
Т: А теперь назовите животное и его цвет.
Р1: It’s a crocodile. It’s green.
4) Игра “A Toy-Shop”
Т: Мы в волшебном магазине. Посмотрите сколько здесь игрушек. Каждый может выбрать себе игрушку по вкусу.
Сценка: (a customer) Р1: How do you do?
P2: (A shop – girl): How do you do?
P1: Give me please, a lady – bird
P2: Here you are
P1: Thank you
P2: Please
T: У вас замечательные игрушки.
Расскажите о них
Р1: It’s a lady-bird. It’s red and black
It’s pretty. It can fly. I like it.
P2: It’s a frog. It’s green. It’s pretty.
It can swim and jump. I like it.
P3: My pretty doll
Is very small
I like my pretty
Little doll
P4: Butterfly, butterfly
Where do you fly?
So quick, so high
In the blue, blue sky
P5: It’s a monkey. It’s brown. It’s pretty.
It can climb. I like it.
5) Игра “Colour Bingo”
Учащиеся рисуют четыре квадрата и разукрашивают их в разные цвета.
Р1: (называет цвета) Black…green…pink…orange…blue…etc.
Первый, кто зачеркнет все 4 квадрата, говорит “Bingo”.
6) “Нарисуй чудовище”
Объяснить учащимся, что они будут создавать новое животное, соединяя части 4-х разных животных.
Например, a cat’s head, a snake’s body, a frog’s legs, a dragon’s tail.
Попросите их нарисовать животное в тетрадях и написать о нем:
My cat-sna-frog-on: a cat’s head, a snake’s body, a frog’s legs, a dragon’s tail.
7) Используются “flash cards” т.е. карточки со словами, обозначающими цвета и предметы.
Т: Read the words (показывая 2 карточки)
Р1: Red
Р2: Balloon.
T: Make a phrase
P1: A red balloon Etc.
8) Нарисуйте множество мячей на доске. Разделите класс на 2 команды. Потребуются “flash cards” с числительными от 1 до 10. Попросите первого ученика каждой команды обвести нужное количество мячей. Учитель показывает “flash card”. Побеждает тот, кто правильно обвел нужное количество мячей.
9) Набор “flash cards” с буквами английского алфавита. Перемешать карточки в произвольном порядке. Разделить на 2 части. 2 учащихся выкладывают свою часть алфавита в правильном порядке.