Цели:
1. Образовательные:
- совершенствовать умение работать с лексическим строем русского языка;
- формировать навык самостоятельной работы со словарями;
- совершенствовать умение грамотного правописания слов на заданную тему;
- формировать навык составления предложений по данной схеме.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- способствовать развитию любознательности.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к русскому языку.
ХОД УРОКА.
Словарь – это целый мир, расположенный
в алфавитном порядке.
Здесь мысли, радости, труды, горести наших
предков и наши собственные.
Подумайте, что все собранные вместе слова –
дело…
крови и души родины и человечества.
А. Франс
Класс разделился на группы, которые сидят за отдельными столами с таблицами – названиями словарей.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами проводим заключительный урок по теме “Лексика” не совсем в обычной форме – в форме заседания словарей. Обращение к эпиграфу, работа с ним.
- Как вы понимаете слова, сказанные А. Франсом о словаре? К словарям обращались и обращаются писатели и поэты, давайте послушаем стих С. Маршака “Словарь”.
II. Первый этап: представление словарей.
В качестве домашнего задания каждой группе,
решившей представлять какой-либо словарь, было
дано задание: придумать эмблему, рекламу,
приветствие. С этого и начинаем заседание.
Толковый словарь.
Реклама: Эти люди уже позаботились о своем
будущем: они стали читателями толкового словаря.
Приветствие: За славой гоняться сегодня не будем,
мы будем прекрасно и честно играть. Нам лишь бы
учиться, нам лишь бы добиться, чтоб мудрым и
верным читателем стать.
(Представляются все группы по очереди).
III. Второй этап: работа по группам (теоретическая).
Работать мы сегодня будем со словом о котором говорят:
- это самое достойное слово;
- слово, на котором “мир стоит”;
- слово, которое “сверкает ярче солнца”;
- “в огне не горит, в воде не тонет”;
- “суда не боится”;
- “с ложью не дружит”.
- Что это за слово вы уже, наверное, догадались?
- Это слово ПРАВДА.
Каждая группа получает задание и приступает к работе.
1. Толковый словарь.
Найти и объяснить лексическое значение слово
“правда”.
2. Словарь синонимов.
Найти и выписать синоним к слову “правда”.
3. Словарь антонимов.
Найти и выписать антонимы к слову “правда”.
4. Этимологический словарь.
Рассказать о происхождении слова “правда”.
5. Словообразовательный словарь.
Найти и выписать слова, образованные от слова
“правда”.
6. Орфографический словарь.
Найти слова, относящиеся к слову “правда” и
объяснить их правописание.
IV. Третий этап: выступления словарей.
1. Толковый словарь.
Правда – слово многозначное.
1. То, что соответствует, истина. (Правду
говорит).
2. То, что исполнено истины; правдивость. (Люблю
тебя за правду).
3. Справедливость, порядок, основанный на
справедливости. (Нам правду не найти).
4. В составе средневековых названий сводов
законов. (Русская Правда).
5. В значении наречия: “верно, справедливо, в
самом деле”.
6. В значении вводного слова: “действительно, в
самом деле”.
7. В значении уступительного союза “хотя”.
Учитель:
Русская пословица гласит: “Скажи мне, кто твой
друг, и я скажу, кто ты”.
О друзьях слова “правда” нам поможет поведать
словарь синонимов.
2. Словарь синонимов.
Синонимами слова “правда” являются слова:
истина
справедливость
реалистичность
действительно
Учитель:
Но синонимы являются синонимами только до тех
пор, пока они находятся в словаре.
Т.Г. Винокур писал: “В контексте живой речи
нельзя найти ни одного положения, в котором было
бы все равно, как сказать: конь или лошадь,
ребенок или дитя, дорога или путь”.
То же самое можно сказать и о словах ПРАВДА и ИСТИНА. Вот послушайте, что об этом пишет М. Пришвин: “Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину – искать”.
Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас словарь антонимов.
3. Словарь антонимов.
Правда - |
неправда ложь обман вранье (разговор.) кривда (народно-поэтическое) |
Учитель:
Ну, уж если вы хотите всю подноготную правду о
слове, то нельзя обойти вопрос о его
происхождении. Ответить на этот вопрос мы
попросим этимологический словарь.
4. Этимологический словарь.
Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальное значение (этимос – “истина”).
Слово “правда” общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью –вд - . Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью – в – от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра - . Первичное значение этого слова было “такой, какой должен быть”. Оказывается, в далеком прошлом слово “правда” состояло в близком родстве с такими словами, как “справедливый”, “праведник”, “оправдать”, “правило”, “исправить”.
Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться. Сделать это нам поможет словообразовательный словарь.
5. Словообразовательный словарь.
Слово “правда” непроизводное, оно состоит из корня правд – и окончания – а. Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивость, полуправдивость, правдолюб, взаправду и т.д.
Учитель:
Перефразируем народную пословицу: “Правдивое
слово не требует поручителя”, скажу: “Слово
правда не требует справки в орфографическом
словаре”, оно пишется так, как слышится. А вот
многие родственники (однокоренные слова) и
слова-антонимы содержат в своем составе
орфограммы.
6. Орфографический словарь.
Правдолюб, правдивый, ложь, истина, праведник.
V. Четвертый этап: практическая работа в группах.
Каждая группа получает карточки с практическим заданием.
1.Толковый словарь.
а) Составить предложение, включающее слово “правда”, соответствующее схеме:
[- =], (потому что - = ).
б) Объяснить значение фразеологизма: “Верой и правдой служить”.
в) Вспомнить и записать пословицы, содержащие слово “правда”.
2. Словарь синонимов.
а) Составить предложение, включающее слово “правда”, соответствующее схеме:
[ - = ], и [= - ].
б) Объяснить значение фразеологизма: “Всеми правдами и неправдами”.
в) Из разрезанных полосок составить пословицы:
Правда, как оса,
Рать стоит до мира
Мошенники повздорили
Говорить правдуа ложь до правды
лезет в глаза
терять дружбу
а правда наружу
3. Словарь антонимов.
а) Составить предложение, включающее пару
слов-антонимов правда-ложь, соответствующее
схеме:
[ - = ], а [= - ].
б) Антонимы являются сильными художественным
средством. Какой прием использует
А. Кешоков в своем четверостишии:
У кривды тысяча дорог,
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна.
- Контраст, противопоставление.
в) Вспомните несколько пословиц со словами “правда”, построенных на противопоставлении.
4. Этимологический словарь.
а) Составить предложение, включающее в себя
слово “правда”, соответствующее схеме:
[- = ], (чтобы =).
б) Объяснить значение “фразеологизма”: Смотреть
правде в глаза.
в) Составить небольшой словарик “правдивых”
слов.
5. Словообразовательный словарь.
а) Разобрать по составу: правдивый, правота,
правдивость, истинный.
б) Подобрать слова с корнем –правд-.
6. Орфографический словарь.
а) Объяснить значение фразеологизма: “По
правде говоря”.
б) Вставить пропущенные орфограммы:
Правд…люб, справ…дливый, прав…дник, опр…вдать,
ист…на.
в) Составить предложение со словом “правда”,
используя следующую схему:
А: “П”.
VI. Подведение итогов.
Домашнее задание: Найти фразеологизмы пословицы и поговорки со словом “правда”.