Урок-заседание "В гостях у словарей"

Разделы: История и обществознание


Цели:

1. Образовательные:

  • совершенствовать умение работать с лексическим строем русского языка;
  • формировать навык самостоятельной работы со словарями;
  • совершенствовать умение грамотного правописания слов на заданную тему;
  • формировать навык составления предложений по данной схеме.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать развитию любознательности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к русскому языку.

ХОД УРОКА.

Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.
Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.
Подумайте, что все собранные вместе слова – дело…
крови и души родины и человечества.

А. Франс

Класс разделился на группы, которые сидят за отдельными столами с таблицами – названиями словарей.

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами проводим заключительный урок по теме “Лексика” не совсем в обычной форме – в форме заседания словарей. Обращение к эпиграфу, работа с ним.

- Как вы понимаете слова, сказанные А. Франсом о словаре? К словарям обращались и обращаются писатели и поэты, давайте послушаем стих С. Маршака “Словарь”.

II. Первый этап: представление словарей.

В качестве домашнего задания каждой группе, решившей представлять какой-либо словарь, было дано задание: придумать эмблему, рекламу, приветствие. С этого и начинаем заседание.
Толковый словарь.
Реклама: Эти люди уже позаботились о своем будущем: они стали читателями толкового словаря.
Приветствие: За славой гоняться сегодня не будем, мы будем прекрасно и честно играть. Нам лишь бы учиться, нам лишь бы добиться, чтоб мудрым и верным читателем стать.

(Представляются все группы по очереди).

III. Второй этап: работа по группам (теоретическая).

Работать мы сегодня будем со словом о котором говорят:

- это самое достойное слово;
- слово, на котором “мир стоит”;
- слово, которое “сверкает ярче солнца”;
- “в огне не горит, в воде не тонет”;
- “суда не боится”;
- “с ложью не дружит”.
- Что это за слово вы уже, наверное, догадались?
- Это слово ПРАВДА.

Каждая группа получает задание и приступает к работе.

1. Толковый словарь.
Найти и объяснить лексическое значение слово “правда”.

2. Словарь синонимов.
Найти и выписать синоним к слову “правда”.

3. Словарь антонимов.
Найти и выписать антонимы к слову “правда”.

4. Этимологический словарь.
Рассказать о происхождении слова “правда”.

5. Словообразовательный словарь.
Найти и выписать слова, образованные от слова “правда”.

6. Орфографический словарь.
Найти слова, относящиеся к слову “правда” и объяснить их правописание.

IV. Третий этап: выступления словарей.

1. Толковый словарь.
Правда – слово многозначное.

1. То, что соответствует, истина. (Правду говорит).
2. То, что исполнено истины; правдивость. (Люблю тебя за правду).
3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти).
4. В составе средневековых названий сводов законов. (Русская Правда).
5. В значении наречия: “верно, справедливо, в самом деле”.
6. В значении вводного слова: “действительно, в самом деле”.
7. В значении уступительного союза “хотя”.

Учитель:
Русская пословица гласит: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
О друзьях слова “правда” нам поможет поведать словарь синонимов.

2. Словарь синонимов.

Синонимами слова “правда” являются слова:
истина
справедливость
реалистичность
действительно

Учитель:
Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре.
Т.Г. Винокур писал: “В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь”.

То же самое можно сказать и о словах ПРАВДА и ИСТИНА. Вот послушайте, что об этом пишет М. Пришвин: “Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину – искать”.

Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас словарь антонимов.

3. Словарь антонимов.

Правда -

неправда
ложь
обман
вранье (разговор.)
кривда (народно-поэтическое)

Учитель:
Ну, уж если вы хотите всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении. Ответить на этот вопрос мы попросим этимологический словарь.

4. Этимологический словарь.

Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальное значение (этимос – “истина”).

Слово “правда” общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью –вд - . Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью – в – от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра - . Первичное значение этого слова было “такой, какой должен быть”. Оказывается, в далеком прошлом слово “правда” состояло в близком родстве с такими словами, как “справедливый”, “праведник”, “оправдать”, “правило”, “исправить”.

Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться. Сделать это нам поможет словообразовательный словарь.

5. Словообразовательный словарь.

Слово “правда” непроизводное, оно состоит из корня правд – и окончания – а. Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивость, полуправдивость, правдолюб, взаправду и т.д.

Учитель:
Перефразируем народную пословицу: “Правдивое слово не требует поручителя”, скажу: “Слово правда не требует справки в орфографическом словаре”, оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) и слова-антонимы содержат в своем составе орфограммы.

6. Орфографический словарь.

Правдолюб, правдивый, ложь, истина, праведник.

V. Четвертый этап: практическая работа в группах.

Каждая группа получает карточки с практическим заданием.

1.Толковый словарь.

а) Составить предложение, включающее слово “правда”, соответствующее схеме:
[- =], (потому что - = ).
б) Объяснить значение фразеологизма: “Верой и правдой служить”.
в) Вспомнить и записать пословицы, содержащие слово “правда”.

2. Словарь синонимов.

а) Составить предложение, включающее слово “правда”, соответствующее схеме:
[ - = ], и [= - ].
б) Объяснить значение фразеологизма: “Всеми правдами и неправдами”.
в) Из разрезанных полосок составить пословицы:

Правда, как оса,
Рать стоит до мира
Мошенники повздорили
Говорить правду
а ложь до правды
лезет в глаза
терять дружбу
а правда наружу

3. Словарь антонимов.

а) Составить предложение, включающее пару слов-антонимов правда-ложь, соответствующее схеме:
[ - = ], а [= - ].
б) Антонимы являются сильными художественным средством. Какой прием использует
А. Кешоков в своем четверостишии:
У кривды тысяча дорог,
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна.
- Контраст, противопоставление.

в) Вспомните несколько пословиц со словами “правда”, построенных на противопоставлении.

4. Этимологический словарь.

а) Составить предложение, включающее в себя слово “правда”, соответствующее схеме:
[- = ], (чтобы =).
б) Объяснить значение “фразеологизма”: Смотреть правде в глаза.
в) Составить небольшой словарик “правдивых” слов.

5. Словообразовательный словарь.

а) Разобрать по составу: правдивый, правота, правдивость, истинный.
б) Подобрать слова с корнем –правд-.

6. Орфографический словарь.

а) Объяснить значение фразеологизма: “По правде говоря”.
б) Вставить пропущенные орфограммы:
Правд…люб, справ…дливый, прав…дник, опр…вдать, ист…на.
в) Составить предложение со словом “правда”, используя следующую схему:

А: “П”.

VI. Подведение итогов.

Домашнее задание: Найти фразеологизмы пословицы и поговорки со словом “правда”.