Урок истории по теме: "Гражданин земли Тюменской"

Разделы: История и обществознание


I. Организационный момент.

Урок проводится в краеведческом разделе школьного музея. На стенде - тема и план урока; словарная справка слова Гражданин, проблемный вопрос, а также "раскладушка", в которой размещены фотографии и документы по теме исследования.

II. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня посвящён 60-летию образования Тюменской области. У каждого из нас есть особое чувство к родному краю, к месту, где нам довелось родиться, учиться, трудиться. Это родной край наших отцов и матерей. Земля, которую нам хранить и украшать. Много исторических событий пережил наш край и вся наша страна. Но главное богатство - это люди, которые жили и живут на этой земле, переживая трудности и преумножая богатства нашего края.

Тема урока: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРАЖДАНИНА ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ. Кого мы называем гражданином?

Словарная справка. Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Цель нашего урока: рассказать о таких людях, простых тружениках, порой незаметных, но честно и достойно проживших свою жизнь. Людях, которые делали историю, и сами стали историей.

В связи с этим возникает проблемный вопрос, который мы обсудим в конце урока.

ГДЕ ЧЕРПАЛИ ЛЮДИ СИЛЫ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ ВОЙНЫ, РЕПРЕССИИ, ГОЛОДОВКИ, И ОСТАТЬСЯ ЛЮДЬМИ, НЕ СЛОМАТЬСЯ?

План урока.

1. Краткий обзор по краеведческому разделу музея. Постановка проблемного вопроса.

2. Исторический портрет нашего земляка - Фёдора Михайловича Тихонова - в форме исследования по теме: “Прикосновение к судьбе семьи через осмысление переломных лет страны”.

3. Решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

1. Краткий обзор по краеведческому разделу музея.

Экскурсоводы: Попова Настя, Ахтямов Рустам.

- Память о прошлом помогает нам сохранить краеведческий раздел музея, в котором мы находимся. Он состоит из четырёх разделов: “Из прошлого нашего края”, “Они сражались за Родину”, “Село сегодня”, “Служат наши земляки”.

В первом разделе мы занимаемся изучением истории нашего края с начала XIX века, собираем и отрабатываем краеведческий материал. Чтобы лучше понять жизнь наших земляков в прошлом, узнаем о ремёслах, которыми занимались земляновцы: вот ткацкий станок, на нём ткали ковры, дорожки, а это инструмент для валяния валенок, здесь же представлено рукоделие, предметы быта, нумизматика.

- В разделе “Село сегодня” нами собран материал об истории хозяйства с того момента, когда зародился колхоз, и по настоящее время. Этот материал хранится в альбомах и на "раскладушках". Здесь мы видим фотографии председателей от самого начала колхозного движения до создания совхоза, а затем кооператива.

Следующий раздел рассказывает об истории совхоза “Земляновский”. На развертке представлены передовики - Ударники Труда в разные годы жизни деревни. Это те люди, которыми мы гордимся. Здесь дорого каждое имя. О передовиках производства нашего совхоза нам рассказывает также книга Почёта, а в Летописи совхоза отражены основные события нашей трудовой жизни.

Об истории села мы узнаём из воспоминаний старожил: о заброшенных деревнях, о коллективизации, о создании колхоза в деревне; об истории церкви, о престольных праздниках: Рождестве, Пасхе, Троице. Но особые чувства вызывает у нас раздел: “Они сражались за Родину”. На стендах и раскладушках представлены фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и труда, им посвящены исследовательские работы, рефераты, доклады.

Гордимся тем, что Григорий Лаврентьевич Шевчук - Герой Советского Союза - родился на нашей земле в д. Гагарысово. В витринах представлены документы, подлинные письма ветеранов, экспонаты военных лет. Триста наших земляков в годы Великой Отечественной войны были призваны в действующую армию, они воевали на всех фронтах, защищая своё Отечество и освобождая другие страны Европы и Азии от немецких и японских оккупантов.

2. Ветерану великой Отечественной войны, гражданину земли Тюменской ТИХОНОВУ ФЁДОРУ МИХАЙЛОВИЧУ мы посвящаем наше исследование: “Прикосновение к судьбе семьи через осмысление переломных лет страны”. Музыкальная пауза, выходят ведущие.

- Посещая школьный краеведческий музей, знакомясь с его разделами, посвящёнными истории края, у нас возникает ощущение, что мы мало знаем о судьбах своих земляков, живших в начале, середине XX века. Старые пожелтевшие фотографии напоминают нам о них, многое забытое. А ведь, чтобы понять настоящее, надо хорошо знать прошлое. История края постепенно уходит, и уйдёт навсегда, если мы не будем её изучать.

Оcновной целью нашего исследования является:

1. Проследить судьбу Тихонова Фёдора Михайловича в переломные для страны годы.

2. Понять место человека в его времени.

Перед собой мы ставим следующие задачи::

1. Обратиться к истории края, которая заключена в судьбах рядом живущих людей, неразрывно связанных с судьбой страны.

2. Собрать воспоминания, архивные материалы о жизни Фёдора Михайловича и его семьи.

3. Ответить на вопрос: где черпали люди силы, чтобы пережить войны, репрессии, голодовки, и остаться людьми, не сломаться?

Почему мы взяли данную тему:

Во-первых, она актуальна для настоящего времени, так как история страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше мы проникаем любовью к своей малой Родине, тем она дороже нам, потому что хочется гордиться своими предками, продолжать их созидательный труд.

Во-вторых, изучая документы, архивные материалы, мы вносим свой вклад в изучение краеведения.

В-третьих, углубляясь в повседневную жизнь семьи, обращаешься к большому количеству источников: к воспоминаниям, к фотографиям, документам, архивным материалам, к публицистической литературе, художественной, анализируешь события - и многое узнаёшь для себя, т.е. эта работа имеет и познавательное значение.

В-четвёртых, изучая переломные годы в судьбах людей, осуждаешь зло, кровопролитие, т.е. проходя со своими героями через экстремальные ситуации, - воспитываешься и сам.

Далее идут сообщения учащихся, которые свой рассказ иллюстрируют фотографиями и документами из "раскладушки".

1. Козменко Юля

Что же представляла собой Западная Сибирь в начале XX века? Она оставалась отсталой окраиной царской России, местом ссылки. “Переспелым тестом пыхтели и хлюпали бескрайние болота с топями, не промерзавшими в самую лютую стужу. Ни дорог, ни поселений... Слабые духом и телом - гибли. Сильные становились ещё могутней. От года к году, от века к веку, от колена к колену крепчало, мужало стойкое племя сибиряков. Сформировался их характер - неломкий, негнучий, упрямый и сильный; обживалась, хорошела городами да сёлами неоглядная матушка - Сибирь.”

Где-то среди сибирских топей и болот, бесконечных лесов затерялся и наш Голышмановский район с деревнями: Медведево, Скаредная, Босаргино, Брованово, Земляная, Ражево и др. С постройкой железной дороги в край хлынуло большое количество переселенцев из центральной части России с надеждой на землю и волю. Сильные духом, трудолюбивые, стойкие, преодолевающие все трудности, свалившиеся на них, такими были наши предки.

1. Лагунов К.Я. И сильно падает снег... Тюмень, 1994. С. 11.

С фотографии 30-х годов начинается наше знакомство с семьёй Тихоновых: Михаилом Павловичем и Федосьей Захаровной. Сделана она, вероятно, заезжими фотографами д. Брованово возле избы, которой не видно, т.к. она занавешана чёрным материалом, спадающим вниз. То, что снимали на улице возле дома, говорят такие детали, как большая лавка, которую обычно ставили около избы, густая трава под ней. На нас с фотографии смотрят два уже немолодых человека. Снимок парадный, для него специально одевались, рассаживались.

Федосья Захаровна одета в новое платье в косую клеточку с наглухо застёгнутым воротником. На голове косынка, которая почти сливается с фоном, закрывая волосы. Глаза небольшие, глубоко посаженные, смотрящие с каким-то недоверием, а губы сложены в полуулыбку. Сухонькое старческое тело угадывается под платьем, руки разбиты работой: левая собрана в кулак, правая свободно лежит на коленке. Несмотря на то, что лето, из-под платья видны чёрные валенки, это была удобная обувь, которую носили круглый год.

Рядом сидит муж - Михаил Павлович - лицо выразительное: чёрные глаза из-под бровей смотрят вопросительно и в то же время самоуверенно. Брови сдвинуты, прямой с небольшой горбинкой нос, половину лица закрывают усы с бородой, в которой пробивается седина, на голове шапка-папаха. В отличие от своей жены, отношение к внешности - равнодушное. На нём пиджак, в котором он вероятно, постоянно ходит, сильно потрепанный, под ним - рубашка-косоворотка, руки сцеплены на коленях, нога запрокинута на ногу. Брюк не видно, их скрывают белые высокие валенки, по всей вероятности, праздничные.

Почему эта фотография сохранилась? На обороте написано: дед и баба, т.о. сберегая фотографию, родственники хранят зрительную память о тех, кто им дорог. Снимок сделан уже на склоне лет. Жизнь прожита в труде, заботах о детях, а их в семье Тихоновых было пятеро: Наталья, Мария, Григорий, Тимофей, и младший - Фёдор. Жила семья, как сотни таких же крестьянских семей, разбросанных на огромной матушке Сибири, на долю которых уж слишком много горя пришлось.

2. Попова Настя

Семья Тихоновых состояла из двух поколений: отец, мать и дети: Наталья родилась в 1905 году, Мария в 1909, Григорий в 1914, Тимофей в 1916 и Фёдор - самый младший - 1919 года рождения.

До 1929 года жили зажиточно: имели двух лошадей, на которых пахали землю, весь сельскохозяйственный инвентарь, коровы были и не одна, овечки, свиньи, куры. Земли было 40 десятин. Хозяйство наживали своим трудом, работали всей семьёй, не покладая рук, с утра до вечера. Подрастая, дети становились активными помощниками. Зимними вечерами засиживались допоздна, женщины и дети пряли. Нужно было обвязать, обшить семью. Покупали мало, всё делали своими руками. Рядом с домом располагалась начальная школа одноэтажная, в которой было два класса и длинный коридор. Мальчикам мать старалась дать образование, но получилось, что только Федор сумел закончить 4 класса. Но вот наступил 1929 год, когда в нашем крае началась коллективизация, в результате которой были организованы колхозы: “Заветы Ильича” - в д. Брованово, “М.Горького” - в Земляной.

Их архивных документов 1933 года узнаём , что коллективизация была проведена на 97%, Так ли было на самом деле всё гладко и хорошо, как говорят нам старые бумаги? Старожилы вспоминают: “добровольно в колхоз вступали в основном бедняки, которые своего хозяйства не имели, терять им было нечего, а к остальным применяли насильственные методы. Всех, кто не желал вступать в колхоз, сажали в “яму” - старую баню на три - четыре дня. Кормили хлебом и водой. Тех, кто упорно не желал вступать в колхоз, арестовывали и увозили в Голышманово, но до посёлка не доезжали, а расстреливали у озера, которое находилось между деревнями Медведеве и Скаредная. Называли это зловещее озеро Буньково. Оно и сейчас свое название сохраняет.

Или приходили к зажиточному крестьянину солдаты с беднотой, вешали замок на дверь, чтобы никто не мог выйти, а затем начинали хозяйничать: выгребали всё зерно, уводили скот, конфисковывали сельхозинвентарь.”

2. Воспоминания Вотиевой М.Н., 1916 года рождения, уроженки д.Земляная.

Не обошли стороной и семью Тихоновых. Отобрали землю, инвентарь, скотину увели, оставили одну корову - и всё. Жизнь резко изменилась. Итоги коллективизации оказались плачевны для всей страны. Зажиточные крестьяне были разорены, либо уничтожены, всё их имущество продавалось за бесценок. А в 1932 году разразился страшный голод, в результате которого умерло много людей. Каждая семья пережила этот год по-своему, ели всё чтобы выжить, продавали вещи, нажитые трудом, таких трудных лет было много.

З. Даутов Курбан

Работали в колхозе с утра до вечера без выходных, питались скудно, труд оценивался в трудоднях, на основе которых якобы осуществлялся социалистический принцип оплаты труда: за равный по количеству и качеству труд - равная оплата. Но оплаты как раз никакой не было, давали по нескольку мешков зерна в год и только. А работать в колхозе должны были все, даже подростки. Рабочий день (трудодень) отмечался в конторской книге палочкой. Отсюда и выражение, появившееся в те годы: работать за палочки.
Таким образом, введённая в начале 30-х годов оплата колхозников по трудодням была мизерной и не могла обеспечить даже минимальный прожиточный уровень. Отсутствие заинтересованности в работе, слабая техническая оснащённость и преобладание ручного труда, невысокий уровень агротехники приводили к низким показателям сельскохозяйственного производства: урожайность зерновых была 8-10 центнеров с га, а от одной коровы получали молока чуть больше, чем от хорошей козы. Спасением для большинства крестьян было приусадебное хозяйство. Даже накануне Великой Отечественной войны здесь производилось больше мяса и молока, чем в колхозах. На приусадебном участке колхозник выращивал весь потребляемый картофель, без которого существование крестьянской семьи в то время казалось немыслимым. Но и это хозяйство было обложено налогами, которые, как вспоминают старожилы, были очень тяжёлыми. Нужно было сдать 40 кг мяса, полторы шкуры с овечки, 100 штук яиц в год, 300 литров молока, а самим есть было нечего. Да ещё был и денежный налог - сто рублей, а кто и больше. Но где же взять деньги, если колхоз ничего не платит? А всё там же искать их в приусадебном хозяйстве. Приусадебный участок привязывал крестьян к колхозу крепче других форм принуждения. Если колхозник не вырабатывал положенного числа трудодней, он исключался из колхоза и одновременно терял право на свой участок. В 1932 году, когда в стране ввели паспорта, их получили в основном горожане. Колхозникам документов не выдали. Без паспорта невозможно куда-либо поехать, а тем более устроиться на работу.
В августе 1932 г. вышел закон “Об охране и укреплении общественной собственности” народ назвал его “Законом о трёх колосках”, потому что многие крестьяне тайком выходили ночью в колхозное поле и стригли колоски, надеясь из их зёрен что-то сварить. В новом законе государственная и колхозная собственность была объявлена “ священной и неприкосновенной”, запрещалось даже подбирать оставшиеся после уборки в поле колосья и зерно.

Любая “кража” подобного рода каралась смертной казнью вне зависимости от размера украденного. При смягчающих обстоятельствах казнь заменялась заключением на 10 лет.

Таким образом, жили крестьяне - колхозники горше некуда, год за годом перебиваясь.

4. Рыжкова Марина

На фотографии 1939 год. Снимок сделан на рождество во дворе возле дома, часть которого занавешана чёрным материалом.

Фёдор Михайлович - второй слева направо, со своим братом и свояками. Жена Ксения Андреевна стоит за спиной, положив руку на плечо, напряжённо вглядываясь. Рядом с ней её сестры. Одеты все скромно. Женщины в кофтах с юбками, мужики в рубашках, холщёвых брюках, у всех на ногах валенки, лица серьёзные.

Рождество - это церковный праздник, и хотя религия при Советской власти под запретом, но крестьяне, теперь они колхозники “социалистических полей”, трудно к этому привыкают. Новая система наложила на них свой отпечаток, но они продолжают жить по законам своих предков. Кажется, что гармонист, который сидит в центре, развернёт сейчас меха, зазвучит музыка, и все пустятся в пляс. Гармошка была неотъемлемой частью крестьянской жизни, под которую задорно пели частушки, отплясывали цыганочку, тянули задушевные русские песни, от которых, наверное, становилось легче.

Фёдору Михайловичу здесь 19 лет с небольшим, но он уже несколько лет как женат. Простое мальчишеское лицо чем-то озабочено, несмотря на праздник. Вероятно, волнует скорая разлука с семьёй, предстоит служба в Красной армии. Эти люди, изображённые на фотографии, вероятно, верят в лучшее. Они не знают того, что знаем мы, что беды для них ещё не закончились, и самая страшная беда - война - уже на пороге.

Второй снимок сделан уже в 1939 году 10 февраля, как говорит запись на обороте. Фёдор Михайлович сфотографирован со своей дочкой Галей, которой было 1 год и 3 месяца, возле дома на лавочке. Счастливое и немного удивлённое молодое лицо смотрит на нас со снимка. Большие голубые глаза широко раскрыты, на лице полуулыбка. Он одет в гимнастёрку, подпоясанную ремнём. Утеплённые брюки, валенки, на голове кепка. Двумя руками он нежно держит ребёнка. Фёдор Михайлович безмерно счастлив, и кажется, что счастье теперь навсегда, не подозревая, какие страшные испытания уготовила ему судьба, его семье, всему советскому народу.

Уезжал на три года служить в Красную армию, а вернулся через 7 лет, пройдя через горнило войны, которая свалилась, как снег на голову. Многочисленные книги и кинофильмы, описывавшие мощь и непобедимость Красной армии, рекламировали неизбежность победы в будущей войне “малой кровью” на чужой территории”, а иначе и не могло быть, так как у руля стоял великий кормчий. Со всех сторон - с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и киноэкрана - смотрел мудрый учитель и “отец всех народов”, лучший друг советских детей, великий вождь - И.В. Сталин. И отовсюду звучали “бурные и продолжительные аплодисменты”, раздавшиеся после любого слова, сказанного вождём. Пропаганда “лёгкой” победы расслабляла, сомневающихся в готовности страны к войне подвергали репрессиям, расстреливали, а война , между тем, подступала всё ближе и ближе.

(Звучит музыкальная заставка из песни “Священная война” А. Александров, В.Лебедев-Кумач)

5. Ахтямов Рустам

В эти страшные годы второй мировой войны начинается служба нашего земляка Фёдора Михайловича Тихонова на Дальнем Востоке. Суровые военные годы заставляли быстро взрослеть.

Фотография 1942 г.

Федор Михайлович со своими фронтовыми товарищами. Ему здесь 23 года. Одет в гимнастёрку без погон, с белым подворотничком, на голове шапка-ушанка с красноармейской звёздочкой. Он возмужал, лицо спокойное, серьёзное, взгляд голубых глаз с какой-то затаённой грустью, густые брови, открытый лоб. Уже прошло три года, как уехал из дома. Конечно, в свободное время не оставляет мысли о семье. Он сделает всё возможное, всё, что от него зависит, чтобы защитить свою Родину, своих родных. Это было самое важное на данный момент. В военном билете в графе - прохождение военной службы - отмечено, что с сентября 1939 года по март 1944 года Фёдор Михайлович служил в 263 гаубичном артиллерийском полку-телефонистом. С марта 1944 года по сентябрь 1945 года - курсант 1125 пушечно-артиллерийского полка, а с сентября по май 1946 года химик-разведчик (химический инструктор) в том же артиллерийском полку. Таким образом, мы видим, что Фёдору Михайловичу в Красной армии доверяют ответственную работу, в которой необходимо было проявить такие качества, как собранность, сдержанность ум, знание, показать себя человеком, на которого можно положиться. Вероятно, такими качествами он и обладал.

1125 пушечно-артиллерийский полк, в котором служил Федор Михайлович, дислоцировался на границе с Кореей. Главная задача для химического разведчика-инструктора - отразить химическую атаку, если она будет осуществлена со стороны Японии. Воевал там; где поставила Родина, осознавая ответственность перед нею. Один из эпизодов войны - благодаря выдержке, сержант трое суток бессменно простоял на посту у боевого орудия, командир погиб, а смена не была прислана, и таких эпизодов было не мало.

Фёдор Михайлович был награждён медалями: “За боевые заслуги”, “За победу над Японией”, Орденом Отечественной войны, юбилейными медалями.

б. Белова Марина

Заканчивается вторая мировая война и солдат, спустя семь лет, возвращается домой к семье, к мирной жизни и работе, честно выполнив свой долг. Теперь предстояло сражаться уже на трудовом фронте. В послевоенной деревне было много трудностей и проблем: мало было техники, трактора старые, боронили на быках, коровах, а стране нужен был хлеб во что бы то ни стало. Вот что рассказывают документы: из трудовой книжки Тихонова Федора Михайловича: в 1950 году принят на работу в должности Председателя сельского Совета, а потом до пенсии работал кладовщиком на зерноскладе. В 1967 году окончил начальную политическую школу, избирался неоднократно депутатом. В трудовой книжке написаны поощрения, формулировки следующие: за добросовестный труд; за лучшую организацию работ на складе во время полевых работ; за высокие производственные показатели; за хорошую работу на весеннем севе; за безупречную работу... и та далее.

Таким образом, мы видим, что Федор Михайлович, где бы он пи трудился, всегда работал на совесть.

Сведения о поощрениях

7. Глущенко Оля

Перед нами две послевоенные фотографии: одна датирована 1953 годом, а второй снимок сделан в 1960-годы. На первой фотографии Фёдор Михайлович со своей семьёй. Здесь ему уже ему уже за тридцать. Простое открытое лицо, большие глаза, густые брови, волосы зачёсаны назад с чуть заметной лысиной, плотно сомкнутые губы, появившиеся морщины говорят о прожитых годах.

Ксения Андреевна сидит, облокотившись на стул, сосредоточенное лицо, прямой нос, светлые волосы выглядят из-под шапочки, глаза смотрят с какой-то затаённой грустью - пережито немало: и война, работали на износ, и послевоенная жизнь в деревне тоже была не из лёгких, а семья пополняется. Рядом сидит вторая дочка, родившаяся после войны, с любопытством наблюдающая за дядей фотографом, очень похожая на маму, с красивым букетом цветов.

Вторая фотография - любительская, снимок сделан, вероятно весной возле дома в д. Земляной, куда семья переехала из Брованово.

Дом небольшой, на улицу выходят три окна и два во двор, в палисаднике под окном растут кусты. У ворот стоит запряжённая лошадь. Федор Михайлович докуривает папиросу, пора ехать на работу. Он в пиджаке, в светлой рубахе, на голове кепка, лицо худощавое, освещённое солнцем, от которого он жмурится. Ксения Андреевна держит в руках одежду и внимательно смотрит на снимающего, она кого-то провожает. Рядом стоят её сестры в белых платочках, ситцевых платьях, кофтах, на ногах резиновые галоши. Видно, что жизнь не особенно балует крестьян.

И хотя при Хрущёве был отменён продовольственный налог, снижен сельхозналог, повышены закупочные цены, но, как говорят статистические данные, доходы колхозников росли медленно: в 1953 году они получали на 1 трудодень немногим более 2,5 кг зерна и около 1,5 руб., а в 1958 году - 820 г зерна и 2 руб. 44 коп. Более ощутимы были доходы от личного хозяйства, которое по-прежнему оставалось основой жизнеобеспечения. Сельского жителя. В 1956 году в колхозах было введено ежемесячное авансирование труда, хотя до конца 50-х гг. одна треть колхозов так и не приняла этой системы. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства, снова зазвучали лозунги, что главное общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются “спекулянты и тунеядцы”, торгующие на рынках. Гонения на личные хозяйства сделали ситуацию ещё острее. Трудности в аграрном секторе нарастали и не были решены и в последующие годы.

В заключение урока мы проведём обсуждение проблемного вопроса: “Где же черпали лгоди силы, чтобы пережить все трудности, выпавшие на их долю: гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, голод, и не сломаться, остаться людьми?”

Обсуждение проблемного вопроса:

Рыжкова Марина: Я думаю, что труд был тем нравственным стержнем, который помогал людям в самых трудных ситуациях. Хозяйство Михаила Павловича Тихонова было крепким, зажиточным, потому что сам с женой работал и детей с малолетства приучал к труду. Ведь все и хорошие и плохие качества человек черпает из семьи, во взрослой жизни он реализует то, что в нём уже воспитано. И то, что Фёдор Михайлович прожил достойную жизнь, заслуга семьи, и среды, в которой он жил. Каждое время диктует свои ценности. Жизнь закаляла, не давала расслабиться.

Воропаева Света: Религия оказывала сильное воздействие на человека, несмотря на то, что было гонение на церковь. Люди тайно молились и верили, что будет лучше. И не зря религия сейчас возрождается, так как она несёт в себе мировые духовные ценности, без которых не прожить.

Козменко Юля: Как отмечают старожилы, люди раньше были добрее, не оставались равнодушны к чужой беде, а шли на помощь, делились последним.

Попова Настя: Несмотря на трудности, люди умели веселиться: собирались в клубе и пели песни, играли, танцевали под гармошку, без неё не обходился ни один праздник, на душе становилось легче.

Ахтямов Рустам: То, что сейчас происходит - пьянство и наркомания - это, я думаю, от безделья и бездуховности. И чтобы выжить, нам многому надо учиться у своего народа, у своих предков.

Заключительное слово учителя.

Исследовательская краеведческая работа, которой мы занимаемся, помогает нам глубже изучать историю Тюменск5ого края, проникнуться любовью к своей малой Родине. А также вызывает гордость за тех людей, которые жили на нашей Тюменской земле, честно и достойно, преодолевая трудности, которые выпали на их долю, как Фёдор Михайлович, как сотни, тысячи других граждан нашего края. Они вызывают у нас не только уважение, но и желание продолжить их созидательный труд.

В заключении мы даём клятву краеведов:

1. Клянёмся так на свете жить,
Как совесть нам велит.
И всё, что нами собрано,
Клянёмся сохранить.

2. Клянёмся детям прививать
Любовь к родной земле.
Своих родных не забывать
И помнить о добре.

3. И пусть традиции отцов
Всегда нам будут святы.
Клянёмся их не забывать
И передать ребятам.

4. Клянёмся жить, не унывая,
Чтоб каждый мог сказать:
“Нам никогда не будет 60,
А лишь четыре раза по 15.”