Цели урока:
- обобщить знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;
- осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
- развивать познавательную активность и умение работать в группах.
Оборудование:
- макет “Машины времени”;
- карточки с заданиями;
- таблицы.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Приходилось ли вам путешествовать по необъятным просторам Казахстана, шагать по изрезанным весенними водами оврагам, по выжженным знойным солнцем пескам с причудливыми, манящими миражами, карабкаться по горам, подниматься по раскаленным барханам? Ночевали ли вы в палатке или просто кошме под бесконечной глубиной ночного неба, ели ли вы неприхотливую пищу, пропахшую дымком походного костра? Что интересовало вас, с какой целью вы входили в мир природы, не так уж и важно, но каждый ваш поход был путешествием в мир удивительный и прекрасный! Сейчас мы с вами совершим путешествие в первобытное общество. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков, которые должны будут показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества.
Организационная часть урока
Класс делится на команды – племена по 5-6 учеников. Каждая команда должна придумать себе название. Учащимся оглашаются правила игры. В роли ведущего выступает учитель, который оценивает ответы команд. Устанавливается “Машина времени”.
Ведущий.
На пульте вы должны правильно выбрать кнопку, чтобы переместиться в далекое прошлое.
Ведущий.
Всех поздравляю! Выбор сделан правильно! Команды готовы к испытаниям? Если готовы, тогда мы начинаем наш первый конкурс, который называется “Предки современного человека”.
Каждая команда получает рисунок “Этапы формирования современного человека”.
Командам необходимо подписать под рисунками названия предков современного человека.
Ответ: 1 – австралопитек, 2 – питекантроп, 3 – неандерталец, 4 – homo sapiens (человек разумный)
Ведущий.
Путешествие продолжается, и вас ожидает следующее испытание – конкурс “Историческая наука”.
Каждой команде выдается карточка со словами “Вы недавно вернулись из археологической экспедиции…” и предложением продолжить рассказ.
Ведущий.
Камень нередко называют молчаливым свидетелем древних эпох. Это верно лишь отчасти. Попав в руки археолога, камень обретает свой “голос”. А я объявляю новый конкурс “Говорящий ориентир”. Необходимо по рисункам изображенных камней назвать орудия труда, определить, в какой период они были изготовлены.
Ответ: на рисунке изображены скребла, ручные рубила, наконечники копья.
Ведущий.
Вас ожидает новое испытание – конкурс “Достижения первобытных людей”.
Командам выдаются карточки со словами в двух колонках. Необходимо соединить правильные ответы стрелками.
1. Шкура 2. Бивни 3. Сухожилия 4. Мясо |
А. Еда Б. Нитки В. Веревки Г. Тетива лука Д. Жилье Е. Одежда Ж. Орудия труда |
Ведущий.
Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов человек научился изготавливать из глины посуду. Я объявляю конкурс “Первобытный гончар”.
Команды получают куски пластилина и лепят сосуды, затем наносят на сосуды рисунок так, чтобы он помог уберечь его содержимое от злых духов (рисунки должны располагаться по горловине сосудов).
Ведущий.
Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ. А я объявляю конкурс “Логика”.
Ответ: еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.
Ведущий. Посмотрите, эти рисунки принадлежат руке первобытного человека (показывает наскальные рисунки). Не верится, что рисунки первобытных людей могли быть такими совершенными.
Команды получают набор разноцветных карточек: черную, темно-коричневую, светло-коричневую, желтую, светло-зеленую, темно-зеленую, красно-коричневую, синюю, белую, алую, серую. Из предложенных цветов нужно выбрать карточки того цвета, которые мог использовать первобытный художник.
Ответ: первобытный художник мог использовать только те краски, которые давала ему природа. Например, разные оттенки желтого и желто-коричневого он получал из светлой охры и охры золотистой, черную краску – из сажи и угля, белила – из известняка.
Ведущий.
Объявляю следующий конкурс “Музыкально-танцевальный”. Первобытные люди любили танцевать. В своих танцах они рассказывали о событиях прошедшего дня, о своих чувствах. А вы должны рассказать о том, что увидите в танце, которые для вас подготовили древние охотники.
Выходят охотники – заранее подготовленная группа учащихся – и исполняют ритуальный танец, имитирующий охоту. Команды должны рассказать, что они смогли узнать из этой танцевальной инсценировки.
Ведущий.
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся назад в будущее и нажмем на “Машине времени” кнопку с надписью “ХХI век”. Я считаю, что мы справились с поставленными перед нами задачами.
Далее учитель объявляет имена наиболее отличившихся учащихся и выставляет оценки за урок каждому ученику.