Тема: “Вечная проблема”.
Форма проведения: встреча “отцов” и “детей”.
Помещение: классная комната.
Оборудование: 2 стола: за одним – дети, за другим – родители, в центре – ведущий, классный руководитель, который и ведет всю встречу.
Оформление: на доске афоризмы:
“Старые люди имеют право поучать, советовать.
Умей уважать это моральное право”.
В.А. Сухомлинский
“Почти всегда приходится жалеть, что ссора не
была прекращена в начале”.
Л.Н. Толстой
“У каждого времени свои песни”.
Русская пословица
“Взаимоотношение отца и сына – вещь не
простая, и чтобы достигнуть его, требуется немало
усилий с обеих сторон”.
Дж. Олдридж
План собрания
I. Вместо предисловия/
- Слово учителя.
- Сценка в исполнении учащихся 10 класса.
II. Вечная проблема – непонимание двух поколений.
- Обсуждение публикаций в СМИ.
- Работа по опроснику “Знаем ли мы друг друга”.
- Ролевая игра.
- Обсуждение статьи В.А. Сухомлинского.
III. Итог встречи.
- Стихотворение Л. Рубальской “Мы с дедом”.
- Недописанный тезис.
- Напутствие родителям и детям.
Учитель приветствует собравшихся и приглашает открыть встречу “артистов”. Учащиеся 10 класса представляют инсценировку.
Действующие лица: автор, отец, 3 сына.
Сценка
Автор:
За горами, за лесами, за широкими морями
Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына.
Старший был почти мужчина.
Был подростком средний брат,
Младший — был акселерат...
Выходят братья.
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилось им горе,
Вдруг старик наш заспешил —
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродясь не видали,
Коль совру: то я — не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-метал среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:
Отец:
Постой, дружок!
Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири –
Нету ходу по квартире,
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья,
Автор:
И пока отец в сенях
Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца — и растянулся.
И отец ему тогда:
Отец:
Стой, Гаврило, подь сюда!
Кой же черт мне угодил
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе ж в 15 лет .
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.
Автор:
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях,
Младший сын возник в дверях...
Отец:
Что я вижу, свет-Ванюша!
Измотал мою ты душу-
Вею я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Автор:
А они лишь отвечали:
Данило:
Мы один совет слышали:
Перестать да прекратить.
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться?
Автор:
Тут старик наморщил лоб.
Долго он в затылке скреб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ...
Учитель: Уважаемые родители, дорогие ребята, помогите дать ответ отцу трех сыновей (“отцы” и “дети” обсуждают вопрос, по одному представителю отвечают).
Учитель: В чем проблемность ситуации? (Обсуждение, ответы “отцов” и “детей”)
Учитель (обобщает): Отец не принимает как ценность увлечения детей музыкой, тяжелой атлетикой, техникой… Дети упрекают отца в том, что они с детских лет слышали: “перестать” и “прекратить”, то есть отец никогда не пытался их понять. Проблема в отсутствии взаимопонимания “отцов” и “детей”. “И эта проблема вечная”, - так считает Светлана Москвитина, ученица 11 класса. Предлагаю заслушать фрагмент из ее статьи, опубликованной в районной газете “Ленские вести” в октябре 2004 г.
“Сколько себя помню, у меня всегда возникали конфликты с родителями. Вроде бы и не вредная, а все равно маленькие ссоры имели место быть. Ну почему взрослые нас не понимают? Наверное, сказывается разница в возрасте, воспитание. Я хочу положить эту вещь так, мама — по-другому, я хочу пойти прогуляться, а маме нужно пообщаться, я не хочу делать уроки (по каким-то своим личным причинам) – мама ругает за безделье. Со стороны старших всегда возникают какие-то препятствия, запреты на пути к действиям, к проявлению энтузиазма. “Мне на дискотеку надо бежать, к друзьям”, – говоришь ты маме, а она этого не понимает: там, по её мнению, вечный разврат, алкоголь и наркотики.
А ребенку бы танцы до упаду, да внимание со стороны противоположного пола. Ведь попадет туда он обязательно, обманом
даже, но все уговоры повлекут за собой скандал. Зачем всё это нужно?Родители хотят самоутвердиться в глазах своего чада, дать ему достойное воспитание, а ребенок вряд ли это поймет. Тут ещё переходный возраст навалился, гормоны бушуют, на лице прыщи. Везде – проблемы.
Старшее поколение постоянно критикует нашу молодежь: “Вот вы такие, сякие, ничего не умеете, лентяи. Вот мы в ваши годы...” Нет, чтобы поддержать, сказать ласковые слова, помочь. Лучше давить на психику, “забивать” своим авторитетом, а потом думать: “Что я такого сделал? Почему мой ребенок плохо учится? Почему ведет сибаритский образ жизни? Почему он стал наркоманом?” Потому что стержень ломается, ржавеет, и любимые люди становятся злейшими врагами. А нужно учиться уступать друг другу, учиться прощать. Ведь мы же люди, мы умеем говорить, значит нужно говорить
вслух; часто из-за недомолвок возникает недопонимание.Бесспорно, слушать советы старших нужно, у них большой жизненный опыт, но за тебя-то они жить не будут, у каждого своя голова на плечах. И сколько ни тверди, что нужно учиться на чужих ошибках, в итоге научишься, когда сам ошибешься. Со временем все пройдет: и печаль, и грусть; ты вырастешь, поймешь, что дороже мамы и папы никого нет. Вспомнишь, какой ты был проказник, сколько нервов им потрепал, а будет поздно, ничего уже нельзя изменить.
Поэтому думай о своих поступках (иногда не очень хороших), думай о близких тебе людях, заботься о них. Жизнь пролетит, как одна
секунда, появятся свои дети, начнут устраивать тебе разные “приятности”, а ты обзывать их максималистами и бездельниками. Вот тогда ты вспомнишь свою молодость и все свои проблемы, а, может, и не вспомнишь, доказывая своим детям, что ты идеальный, безгрешный и вообще — сам Бог. Кто знает, что будет там, в далеком будущем, но ты-то живешь сейчас, значит, по возможности, должен не совершать глупых ошибок в настоящем. И вообще, измени себя, свое поведение – и весь мир вокруг тебя изменится. Даже родители не будут казаться тебе жуткими консерваторами и “отстойными челами”, а наоборот, самыми классными и добрейшими людьми”.Итак, вечная проблема – это непонимание двух поколений. Недопонимание между “отцами” и “детьми” было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Вспомните, в каких литературных произведениях этот конфликт проявляется особенно ярко? (“Отцы и дети” И.С. Тургенева, “Старший сын” А. Вампилова и др.)
Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?
Обсуждение. Примерные ответы “детей”: “Родителям некогда понять проблемы детей, они сразу начинают “воспитывать”, приказывать…” Примерные ответы “отцов”: “Дети не хотят понять, что родители устали на работе, что у них много проблем, и не догадываются помочь им, успокоить их…”
Учитель: Уважаемые “отцы”, дорогие “дети”, на листах, поделенных на две половинки, напишите слева то, что вас не устраивает в детях (отцах), а справа – те качества, которые вам в них нравятся.
Работа коллективная, идет бурное обсуждение, можно включить негромко веселую музыку, которая не позволит услышать мнения “отцов” и “детей”, работа длится 3 минуты.
Учитель: Работа завершена. Молодцы и “отцы” и “дети” - работали активно. А теперь один представитель от каждой “команды” зачитывает то, что записано справа, то есть положительные качества.
Учитель: Наши “отцы” - любящие, заботливые, умные, трудолюбивые… Наши “дети” - умные, веселые, целеустремленные, модные… А мне кажется, вы недостаточно хорошо знаете друг друга. Не согласны? Проверим.
“Отцы” и “дети” работают по вопроснику “знаем ли мы друг друга?” (см. Приложение). Каждый индивидуально. До 5 мин. Затем учитель приглашает озвучить ответы, попарно отвечают ребенок и родитель из одной семьи.
Учитель тактично подводит итог.
Учитель: Но даже если вы хорошо знаете друг друга, в семье иногда все же случаются ссоры и конфликты. Как их избежать, что не нужно, а что нужно делать в этих ситуациях.
Дети и родители получают карточки с проблемными ситуациями. (см. Приложение). Работа до 2 минут. Разыгрывание ситуаций, обсуждение. Можно привлекать экспертов: психологов, других педагогов, бабушек, дедушек.
Учитель: Уважаемые родители, дорогие ребята, итогом услышанного и увиденного могут стать слова великих (зачитываются слова В. Сухомлинского, Л. Толстого, Дж. Олдриджа). А какие афоризмы, мудрые мысли вспомните вы? (Ответы команд).
Учитель: Великий наш педагог В.А. Сухомлинский в одной из статей, адресованной молодежи, рассказал быль.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери — утром, у Белокосой — вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
– Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде... Вот для чего хочется жить.
– А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, – сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг_друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила:
– Кем же стал твой сын?
– Выдающимся музыкантом, – с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
– А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
– Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, т. е. и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех дет и девочка недавно родилась...
– Всё-таки счастье тебя обошло, – сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.
К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: “Теперь вы совершенно здоровая женщина”. За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
– Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я...– и она заплакала.
– Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, – сказала Чернокосая, – потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер... Умер, когда ему и года не исполнилось. А это... не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это... Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Обсуждение прочитанного.
Учитель: Как вы считаете, ребята, почему такое стало возможным? Почему у Белокосой матери вырос равнодушный сын? Что (возможно) не так делала мать, когда ее сын был еще маленьким? А что необходимо делать, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными.
Ответы “отцов” и “детей”.
Учитель: Я уверена, что в ваших семьях отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимопонимании, любви и уважении. А в заключении нашей встречи мне бы хотелось прочесть стихотворение Ларисы Рубальской “Мы с дедом”.
Мой дед современный и вовсе не старый.
Туристские песни поет под гитару.
Он в джинсах, как я, ходит летом на даче.
Мы с дедом друзья, только вот незадача:
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Мы с дедом проводим вдвоем тренировки
И путаем даже порою кроссовки.
В компьютерах деду все просто и ясно,
И все же он часто ворчит несогласно.
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем.
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Учитель подводит итог: Действительно, “у каждого времени свои песни”, “каждое время рождает свою романтику”. “Отцам” и “детям” нужно приложить немало усилий, чтобы научиться понимать и уважать друг друга.
Наша встреча подходит к концу, но я хочу предложить вам недописанный тезис (см. Приложение).
Дети и родители заканчивают предложения, затем по просьбе ведущего обмениваются листочками. Дети читают про себя то, что написали родители, а взрослые – то, что написали дети.
Учитель: Пусть то, о чем вы сейчас прочитали, поможет вам укрепит ваши взаимоотношения в семье. Родители, помните: “Мудрое русское слово питомец однокоренное со словом питать. Питается ребенок не только хлебом насущным, но и духовной пищей”. А детям я бы хотела предложить слова М.Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
Спасибо всем за участие, за дружескую встречу двух поколений. Мир и счастье вашему дому! До свидания!