Цели:
- Образовательные: закрепление навыков правильной речи, упражнять в умении отвечать на вопросы.
- Коррекционные: Развитие фонематического слуха, развитие общей и мелкой моторики, закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания, темпа, плавности и ритма речи; формирование навыков самостоятельной речи.
- Воспитание чувства коллективизма, сопереживания и поддержки друг другу.
Оборудование:
- Кассета «Вивальди и звуки океана»
- Игра «Мыльные пузыри» (стаканчики, вода, мыло, соломинки)
- Карандаши, колечки от сосок-пустышек
- Картинки рыб, морских животных
- Игрушечная посуда
- Картинки, рисунки овощей
- Картинки: змея, птичка, жук, комар, фланелеграф
- Игра «рыбалка»
Ход занятия.
I. Организационный момент с психотерапией.
Цель: положительный эмоциональный настрой.
Логопед приводит детей в кабинет, предлагает детям встать около стульчиков.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Молча, кивком головы, пожатием рук поздороваемся.
II. Общая моторная зарядка.
1. Снятие мышечного напряжения.
Логопед включает кассету «Вивальди и звуки океана». Звучит мягкая нежная мелодия.
– Прислушайтесь к звукам мелодии. Вы слышите, как волны набегают на песок; вы чувствуете, как ласково греет солнышко. У вас под ногами теплый сыпучий песок. Осторожные, нежные волны гладят вам ноги, вы опускаете в воду руки, вам приятно, хочется скорее окунуться в воду.
2. Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.
– Давайте поплаваем медленно, спокойно, под музыку.
Логопед показывает движения:
– плывем «по-лягушачьи» (руки перед собой, в стороны, опустили, встряхнули) 5–6 раз следим за дыханием;
– плывем «брасом» (руки в стороны, перед собой, опустили, встряхнули);
– плывем «кролем» (правая рука в сторону, перед собой; левая рука в сторону, перед собой, опустили, встряхнули);
– отдохнем («побулькаем» руками по воде) легкое встряхивание;
– погладим волны (параллельное движение рук влево и вправо);
– посмотрим , что у нас справа, сверху, слева, внизу (вращение головы);
– а теперь это же упражнение, но со звуками:
а-а-а – голова внизу
у-у-у – голова вправо
о-о-о – голова внизу
э-э-э – голова влево.
– А теперь со слогами:
а---х – голова назад
о---х – голова внизу
э---х – голова направо
у---х – голова налево
III. Речевая зарядка.
1. Восстановление речевого дыхания
– А теперь поучимся нырять под воду.
Делаем глубокий вдох, «ныряем» (дети приседают) и плавно, медленно выдыхаем воздух – игра «Нырялки».
Посмотрите, какие красивые пузырьки на волнах, это морская пена, давайте и мы попускаем пузырьки – игра «Мыльные пузыри»
Посмотрите, какие морские жители лежат у меня на столе: акула, окунь, осьминог.
(Картинки на ниточках привязаны к кольцам, которые свободно перемещаются по карандашу)
Дуем на акулу и произносим звук [а].
Дуем на окуня, осьминога, произносим звук [о].
Дети дуют на морских животных сверху внизу, снизу вверх, слева направо, справа на лево.
А-у-а (акула)
О-и-о (осьминог).
2. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса.
– Давайте из окуньков сварим суп. (Дети снимают окуньков и кладут в игрушечную кастрюлю)
– Что нужно добавить, что бы суп получился вкусный? (Картошку, морковку, лук...)
Моем картошку (дети показывают движения). Почистим, мелко покрошим лучок, посолим, помешаем. (Дети повторяют движения за логопедом)
Давайте понюхаем, как пахнет наш суп (дети по очереди подходят и «вдыхают» запах).
На выдохе произносим: «ах!... очень вкусно!»; «Как пахнет!, А запах!» и т. д.
– Как называется рыбный суп? (Уха)
Произнесем это слово на выдохе, медленно и плавно у-у-х-х-а-а.
Понюхаем наш рыбный обед и скажем на выдохе:
«Хороша у нас уха!»
«Пахнет вкусно уха!» и т. д.
Дети имитируют разливание по тарелочкам; снимают пробу, берут хлеб, жуют (упражнения для щек, массаж лица).
3. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
– Посмотрите, как наша уха понравилась всем; жук жужжит..... ж-ж-ж – мне немного положи (на фланелеграфе поочередно появляются жук, комар, птичка, змея).
А вот комар пищит:
з-з-зой – поделись скорей со мной,
чу-чу-чу – я ухи хочу!
Ш-ш-ш – угости меня, малыш!
Дети повторяют за логопедом чистоговорки.
Давайте еще сходим на рыбалку.
IV. Координация речи с движением.
Дети имитируют ходьбу на месте (или ходьбу по кругу).
Речёвка (сопровождается движением )
– Раз, два,
– Три, четыре,
– На рыбалку
– Мы идем,
– Удочки
– С собой несем.
– А ведро с собой взяли?
– Взяли.
– А червей вы накопали?
– Накопали.
– Ну-ка, рыбка,
– Не ленись,
– На крючок
– Скорей ловись!
– Посмотрите, как много рыбок (на столе у логопеда рыбки и дети их ловят).
Игра «рыбалка»
Беседа о пойманной рыбе.
– Это какая рыба? (Щука)
– Попробуй голосом передать ее размер (щ-у-к-а).
– А это кто? (Карась)
– Передай голосом (к-а-р-а-с-ь)
и т. д.
V. Работа по закреплению навыков правильной речи.
– Ребята, у меня есть веселый стишок про рыбалку. Давайте его выучим.
План работы над стихом.
1. Сопряженная речь
Дети вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.
2. Отраженная речь
Дети повторяют фразы вслед за логопедом.
3. Вопросно-ответная форма
Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:
– Кто сидит на озере?
– Почему его называют любителем?
– В какое время суток он пришел на рыбалку?
– Почему он «мурлычет» песенку?
– Как вы это понимаете?
– Кого хочет поймать рыбак? и т. д.
4. Самостоятельная форма
Дети пробуют сами пересказать стихотворение.
Любитель-рыболов
Автор А. Барто
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов.
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля
Тра-ля-ля.»
Озеро глубокое,
Удачным будет лов,
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
VI. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему рыбалка.
Выучить стихотворение наизусть или первое четверостишье.
VII. Итог занятия.
– Где сегодня мы были?
– Чем занимались?
VIII. Оценка работы с психотерапией.
– Как вы себя чувствуете? Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение, за веселую, интересную компанию.
Нам было хорошо сегодня всем вместе.
Давайте на прощание пожмем руки и пожелаем что-нибудь друг другу.