Цели и задачи:
- формирование гражданско-общественной позиции и грамотности учащихся, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- научить школьников обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных исследований;
- показать взаимосвязь проблем общих и частных;
- научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- показать важность знаний компьютерных технологий;
- заинтересовать учащихся работой над проблемой;
- формирование умений коллективной работы, работы в группе, умений слушать и слышать собеседника, осознание своего места в коллективе.
Данная тема рассматривается в виде творческого проекта и включает в себя интегрированность нескольких учебных дисциплин.
В начале проекта учитель предлагает свою презентацию на тему “Почему так важно решение глобальных проблем всем миром”.
По ходу просмотра ведется фронтальная беседа по вопросам:
- Мир, окружающий нас – какой он?
- Какие проблемы нависли над ним?
- Каковы пути решения этих проблем?
- Почему одному это нужно, а другому нет?
- Почему он таковой по отношению к нам?
- Каков смысл понятия “Глобальные проблемы”?
- Каково влияние научно-технического прогресса на развитие глобальных проблем?
- Какие новые, надвигающиеся проблемы сегодняшнего дня можно отнести к глобальным? Какая проблема волнует лично тебя?
Следующий этап: решение проблемных задач при помощи дидактических карточек, заготовленных учителем. Учащиеся делятся на группы и выбирают себе карточку, обсуждение в течении 10 минут. Каждая группа защищает результаты своей работы.
В ходе обсуждения презентации и задач ребята приходят к выводу, что только все вместе мы сможем решить проблемы, назревшие уже много-много лет тому назад, отмечают их особенности, вспоминая уроки из курсов географии, технологии, ОБЖ, истории, граждановедения.
В завершении урока учитель задает вопрос, который является названием творческого проекта самих ребят “А безопасно ли жить в современном мире?”, на который они должны дать ответ в виде презентации, буклета или бюллетеня.
На уроке информатики и дома ребята готовят свои творческие работы, темы для которых они выбрали сами - это презентации:
- Правила дорожного движения
- Наркомания
- Самые опасные болезни XXI века
- Беслан
- Антитеррор
- Пожар 1
- Пожар 2
- Суицид
- Советы оказавшимся в экстремальных ситуациях 1
- Советы оказавшимся в экстремальных ситуациях 2
И публикации:
- Экология - глобальная проблема века
- Терроризм - школа в Беслане
Все имеющиеся презентации см. в Приложении 1, публикации - Приложение 2.
На втором уроке идет защита творческих проектов ребят.
По завершению всей работы ученики подходят к выводу – Глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него. Одна из наиболее важных задач современности – привить людям новые нравственно-этические ценности.