Обобщение знаний по теме: "Учение об эволюции органического мира"

Разделы: Биология


Цели: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.

Ход урока

I. Проверка и закрепление знаний

Проверка знаний проводится в форме игры “Счастливый случай”.

Игра состоит из 5 геймов:

  • 1 гейм – поочередно каждой команде задаются по 10 вопросов общебиологического направления.
  • 2 гейм – участники команд по очереди выбирают номер вопроса, за каждый правильный ответ получают по 2 очка.
  • 3 гейм – проходит в виде викторины, 1 очко получает команда первая давшая правильный ответ
  • 4 гейм – за 1 минуту команды должны ответить на большое количество вопросов.
  • 5 гейм – команды задают вопросы друг другу.

I гейм “Дальше, дальше…”

  1. Вопросы задаются поочередно обеим командам:
  2. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
  3. Белая смерть XX века. (Наркомания)
  4. Он создал из обезьяны человека. (Труд)
  5. Самая крупная птица. (Африканский страус)
  6. Эти животные вылезают “из кожи вон”. (Змея)
  7. Добровольное отравление никотином. (Курение)
  8. Зеркало души. (Глаза)
  9. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах. (Кузнечик)
  10. Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
  11. Орган, регулирующий температуру тела. (Кожа)
  12. Что дает человеку энергию. (Пища)
  13. Тренировка организма холодом. (Закаливание)
  14. Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)
  15. Наука о чистоте. (Гигиена)
  16. Зеленый змий. (Алкоголь)
  17. Самая мелкая птица. (Колибри)
  18. Кто тяжелее: слон или акула? (Самое крупное наземное животное – африканский длинноухий слон – достигает веса 6 тонн, а китовая акула весит 35 тонн)
  19. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)
  20. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
  21. Чума XX века. (СПИД)

II гейм “Заморочки из бочки”

Команды по очереди выбирают номер вопроса, за каждый правильный ответ присуждается 2 очка.

1. Учение этого философа не содержит специальных положений о живой природе, но оно имело значение, как для развития всего естествознания, так и для становления представлений о живой материи. Первоначалом мира ученый считал огонь; он учил, что всякое изменение есть результат борьбы: “Все возникает через борьбу и по необходимости”. Кто это? (Гераклит)

2. Ученый, занимавшийся систематическим изучением животных, описал более 500 видов животных и расположение их в определенном порядке. Изучал также строение растений. (Аристотель)

 

3. Шведский естествоиспытатель, внесший вклад в создание системы природы, описал более 8000 видов растений, ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов (Карл Линней)

4. Этому ученому принадлежит термин “биология”. Он выделил 10 классов беспозвоночных вместо двух классов у Линнея. (Ж.Б.Ламарк)

5.Необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы. (Эволюция)

6. Родился 12 февраля 1809 г. Обучался в университете на медицинском, затем богословском факультете. В то же время проявлял большую склонность к естественным наукам. После окончания университета отправился в кругосветное путешествие на корабле “Бигль”. Пять лет, проведенные в экспедиции, стали поворотными в его научной судьбе и в истории биологии. (Дарвин)

 

7. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений. (Искусственный отбор)

8. Понятие, включающее все внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с абиотическими факторами, что в сумме вызывает прямое или косвенное соревнование между организмами. (Естественный отбор)

9. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. (Вид)

10. Совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других. (Популяция)

11. Источник резерва наследственной изменчивости популяций. (Мутационный процесс)

12. Измениние популяций в ходе естественного отбора. (Микроэволюция)

III гейм “Темная лошадка”

Викторина:

  1. Сколько килограммов лепестков розы необходимо для получения одного килограмма розового масла? (500 кг)
  2. Соцветие какого растения в течении дня поворачивается вслед за солнцем? (Подсолнух)
  3. Какое из хищных млекопитающих самое крупное? (Белый медведь, наиболее крупные достигают в длину 3 м, высоты – 1 м и весят до 800 кг)
  4. Какая обезьяна самая крупная в мире? (Горилла – длина тела самца достигает 2 м, ширина в плечах – до 80 см, вес – до 250 кг, вес и размеры самки меньше)
  5. Какое животное обладает самым сильным и громким голосом? (Обезьяна ревун)
  6. Назовите самое крупное современное животное. (Это – синий кит, наибольший из добытых достигал в длину 33 м, весил 150 тонн, что соответствует весу 30 слонов)

IV гейм “Гонка за лидером”

Вопросы для первой команды:

  1. Видообразование, связанное с пространственной изоляцией. (Географическое)
  2. Любая окраска покрова тела, обеспечивающая ее обладателям преимущества в борьбе за существование. (Покровительственная окраска)
  3. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения – ароморфозов. (Арогенез)
  4. Эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации. (Катагенез)
  5. Результат действия естественного отбора в форме группового отбора. (Дивергенция)
  6. Органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции. (Гомологичные органы)
  7. На темном “мундире” этой бабочки – красные генеральские лампасы. Звание ее самое высокое на флоте, а живет на чертополохе и крапиве. (Адмирал)

Вопросы для второй команды:

  1. Возникновение нового вида внутри ареала исходного вида, как бы внутри вида. (симпатрическое)
  2. Предостерегающая окраска, основанная на подражании ядовитым сородичам. (Мимикрия)
  3. Усложнение организации, поднятие ее на более высокий уровень. (Ароморфоз)
  4. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций. (Аллогенез)
  5. В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. (Конвергенция)
  6. Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение. (Аналогичные органы)
  7. Закономерность эволюционного процесса, заключающаяся в том, что организм не может вернуться к прежнему состоянию, осуществленному в ряду его предков. (Необратимость эволюции).

V гейм “Ты – мне, я – тебе”

Команды задают вопросы друг другу.

II. Подведение итогов.