Цели: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.
Ход урока
I. Проверка и закрепление знаний
Проверка знаний проводится в форме игры “Счастливый случай”.
Игра состоит из 5 геймов:
- 1 гейм – поочередно каждой команде задаются по 10 вопросов общебиологического направления.
- 2 гейм – участники команд по очереди выбирают номер вопроса, за каждый правильный ответ получают по 2 очка.
- 3 гейм – проходит в виде викторины, 1 очко получает команда первая давшая правильный ответ
- 4 гейм – за 1 минуту команды должны ответить на большое количество вопросов.
- 5 гейм – команды задают вопросы друг другу.
I гейм “Дальше, дальше…”
- Вопросы задаются поочередно обеим командам:
- Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
- Белая смерть XX века. (Наркомания)
- Он создал из обезьяны человека. (Труд)
- Самая крупная птица. (Африканский страус)
- Эти животные вылезают “из кожи вон”. (Змея)
- Добровольное отравление никотином. (Курение)
- Зеркало души. (Глаза)
- У какого насекомого органы слуха расположены на ногах. (Кузнечик)
- Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
- Орган, регулирующий температуру тела. (Кожа)
- Что дает человеку энергию. (Пища)
- Тренировка организма холодом. (Закаливание)
- Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)
- Наука о чистоте. (Гигиена)
- Зеленый змий. (Алкоголь)
- Самая мелкая птица. (Колибри)
- Кто тяжелее: слон или акула? (Самое крупное наземное животное – африканский длинноухий слон – достигает веса 6 тонн, а китовая акула весит 35 тонн)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)
- Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
- Чума XX века. (СПИД)
II гейм “Заморочки из бочки”
Команды по очереди выбирают номер вопроса, за каждый правильный ответ присуждается 2 очка.
1. Учение этого философа не содержит специальных положений о живой природе, но оно имело значение, как для развития всего естествознания, так и для становления представлений о живой материи. Первоначалом мира ученый считал огонь; он учил, что всякое изменение есть результат борьбы: “Все возникает через борьбу и по необходимости”. Кто это? (Гераклит)
2. Ученый, занимавшийся систематическим изучением животных, описал более 500 видов животных и расположение их в определенном порядке. Изучал также строение растений. (Аристотель)
3. Шведский естествоиспытатель, внесший вклад в создание системы природы, описал более 8000 видов растений, ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов (Карл Линней)
4. Этому ученому принадлежит термин “биология”. Он выделил 10 классов беспозвоночных вместо двух классов у Линнея. (Ж.Б.Ламарк)
5.Необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы. (Эволюция)
6. Родился 12 февраля 1809 г. Обучался в университете на медицинском, затем богословском факультете. В то же время проявлял большую склонность к естественным наукам. После окончания университета отправился в кругосветное путешествие на корабле “Бигль”. Пять лет, проведенные в экспедиции, стали поворотными в его научной судьбе и в истории биологии. (Дарвин)
7. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений. (Искусственный отбор)
8. Понятие, включающее все внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с абиотическими факторами, что в сумме вызывает прямое или косвенное соревнование между организмами. (Естественный отбор)
9. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. (Вид)
10. Совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других. (Популяция)
11. Источник резерва наследственной изменчивости популяций. (Мутационный процесс)
12. Измениние популяций в ходе естественного отбора. (Микроэволюция)
III гейм “Темная лошадка”
Викторина:
- Сколько килограммов лепестков розы необходимо для получения одного килограмма розового масла? (500 кг)
- Соцветие какого растения в течении дня поворачивается вслед за солнцем? (Подсолнух)
- Какое из хищных млекопитающих самое крупное? (Белый медведь, наиболее крупные достигают в длину 3 м, высоты – 1 м и весят до 800 кг)
- Какая обезьяна самая крупная в мире? (Горилла – длина тела самца достигает 2 м, ширина в плечах – до 80 см, вес – до 250 кг, вес и размеры самки меньше)
- Какое животное обладает самым сильным и громким голосом? (Обезьяна ревун)
- Назовите самое крупное современное животное. (Это – синий кит, наибольший из добытых достигал в длину 33 м, весил 150 тонн, что соответствует весу 30 слонов)
IV гейм “Гонка за лидером”
Вопросы для первой команды:
- Видообразование, связанное с пространственной изоляцией. (Географическое)
- Любая окраска покрова тела, обеспечивающая ее обладателям преимущества в борьбе за существование. (Покровительственная окраска)
- Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения – ароморфозов. (Арогенез)
- Эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации. (Катагенез)
- Результат действия естественного отбора в форме группового отбора. (Дивергенция)
- Органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции. (Гомологичные органы)
- На темном “мундире” этой бабочки – красные генеральские лампасы. Звание ее самое высокое на флоте, а живет на чертополохе и крапиве. (Адмирал)
Вопросы для второй команды:
- Возникновение нового вида внутри ареала исходного вида, как бы внутри вида. (симпатрическое)
- Предостерегающая окраска, основанная на подражании ядовитым сородичам. (Мимикрия)
- Усложнение организации, поднятие ее на более высокий уровень. (Ароморфоз)
- Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций. (Аллогенез)
- В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. (Конвергенция)
- Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение. (Аналогичные органы)
- Закономерность эволюционного процесса, заключающаяся в том, что организм не может вернуться к прежнему состоянию, осуществленному в ряду его предков. (Необратимость эволюции).
V гейм “Ты – мне, я – тебе”
Команды задают вопросы друг другу.